Цены на нефть продолжают падать, даже несмотря на боевые действия на Ближнем Востоке, которым не видно конца, и продолжающимися атакам хуситов, де-факто перекрывшим важнейший торговый путь в Красном море. В понедельник на лондонской бирже ICE Futures стоимость мартовских контрактов на нефть марки Brent снизилась еще на 2,51% — до $76,78 за баррель. Главным поводом для этого стало решение Саудовской Аравии снизить цену на свою нефть на $1,5–2 за баррель для поставок в Азию. Кроме того, похожие скидки предлагаются покупателям из стран северо-западной Европы, Средиземноморья и Северной Америки.
Тем не менее, в наступившем году мировой спрос на нефть может достигнуть нового рекорда, при этом средние цены на нефть окажутся в коридоре $80-85 за баррель. Такой прогноз, основанный на мнении опрошенных экспертов, в начале января опубликовало агентство ТАСС. Как отмечается, в целом в течение года состояние нефтяного рынка будет во многом зависеть от действий ОПЕК+, Соединенных Штатов и темпов роста экономики Китая. При этом уровень цен будет традиционно зависеть от баланса спроса и предложения, на который в наступившем году окажут влияние фундаментальные факторы, включая предстоящие президентские выборы в США.
После принятого 30 ноября несколькими странами ОПЕК+ решения о дополнительных добровольных сокращениях добычи нефти на первый квартал 2024 года, объем которых суммарно составит 2,2 млн баррелей в сутки, эксперты не ждут от нефтяного картеля новых резких действий, полагая, что его участники пока займут выжидательную позицию.
Тем не менее, обозреватель Bloomberg Opinion Хавьер Блас предостерегает от недооценки дальнейшего влияния ОПЕК+. «Самые опасные слова на нефтяном рынке — „ОПЕК мертва“, — написал он в одной из своих недавних колонок. Напомнив, что „некролог нефтяному картелю писался много-много раз — и всегда преждевременно“, Блас, в частности, призвал не преувеличивать значение решения Анголы покинуть ОПЕК, поскольку эта страна добывает не так много нефти, и маловероятно, что она сможет нарастить ее производство в обозримом будущем.
21 декабря министр нефти, газа и минеральных ресурсов Анголы Диамонтину Азеведу объявил, что страна выходит из ОПЕК. Министр объяснял это несогласием Анголы с квотами на добычу в рамках сделки ОПЕК+.
«Уход Анголы из ОПЕК будет беспокоить тех, кто остается внутри картеля (и всех, кто оптимистично настроен в отношении цен на нефть), если эта страна сможет быстро увеличить добычу, используя свои свободные мощности, или со временем разработать новые нефтяные месторождения. Но Ангола не может сделать ни того, ни другого. Добычи больше нет, и иностранные инвесторы не стучатся в дверь, чтобы финансировать разведку и разработку», — пишет обозреватель Bloomberg.
Вместе с тем, Блас приводит мнение неназванных инсайдеров, согласно которому внутри ОПЕК+ зреет недовольство «тем направлением, которое эта группа стран взяла за последние несколько лет под руководством Саудовской Аравии». Речь идет о том, что Эр-Рияд пытается удерживать цены на нефть на слишком высоком уровне, близком к $100 за баррель, в то время как других членов картеля якобы устроил бы диапазон $60-$70 за баррель. «Вдобавок, есть еще жалобы, что министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Салман не прислушивается к опасениям других, пытаясь заставить подчиниться себе всех оппонентов», — говорится в колонке Bloomberg.
В ответ на подобные публикации западных СМИ, на сайте ОПЕК в минувшую среду было опубликовано заявление, в котором подчеркивается, что страны-производители нефти, входящие и не входящие в ОПЕК, «подтверждают приверженность единству, полной сплоченности и стабильности рынка». Как отмечается, основой для этого служит Декларация о сотрудничестве (DoC), подписанная 10 декабря 2016 года и получившая одобрение на последующих встречах.
«Чрезвычайные усилия стран-членов ОПЕК и стран-производителей, не входящих в ОПЕК, участвующих в DoC, были очевидны в оказании поддержки мировой экономике в преодолении многих проблем, наблюдавшихся на протяжении последних нескольких лет, включая пандемию COVID 19, и обеспечили стабильность нефтяного рынка, особенно по сравнению с торговлей другими товарами», — говорится в заявлении.
Также там отмечается, что «беспрецедентный уровень сотрудничества, диалога, взаимного уважения и доверия будет и впредь оставаться основой для дальнейших совместных усилий на благо всех производителей, потребителей и инвесторов, а также мировой экономики в целом».
Позиция ОПЕК+ подкрепляется тем, что в наступившем году к DoC присоединилась Бразилия — правда, пока в качестве наблюдателя, а не полноправного члена, участвующего в соглашениях по сокращению нефтедобычи. Тем не менее, эта страна занимает седьмое место в мире по добыче нефти (около 3,6 млн баррелей в сутки), что потенциально способно существенно увеличить влияние ОПЕК+.
Ближайшее заседание мониторингового комитета ОПЕК+, на котором обычно оценивается ситуация на нефтяном рынке и определяется рекомендация по политике альянса по добыче нефти, состоится 1 февраля. Как сообщил ТАСС источник в одной из делегаций, встреча пройдет в онлайн-режиме. При этом следующая общая министерская встреча ОПЕК+, которая проводится раз в полгода, назначена на 1 июня.
Михаил Макаров