Posted 8 января, 11:00
Published 8 января, 11:00
Modified 1 февраля, 20:54
Updated 1 февраля, 20:54
Советская инфраструктура изнашивается, а новая создается в условиях откатов и принципа минимальной стоимости при госзакупках, которые не позволяют создать избыточный запас прочности. Аварии в Подмосковье в этом смысле показательны. Никто не знает, что нас ждет в ближайшие 10 лет в сфере ЖКХ. Остатки советской инфраструктуры еле дышат, современная толком себя не проявила, будут ли материалы и деньги на ее обновление — неясно. В этом смысле мы входим в зону рисков.
Ну и сами подходы. Мало кто не знает, как делается бизнес на «ресурсниках» и сетях. Их постоянно банкротят, накапливая долги, а платежи перекидывая на фирмы-прокладки, которые потом опять банкротят. Собственники меняются стремительно, ответственности никакой, а потом кто-то удивляется, что вот — трубы лопнули. Удивительно, что они не лопаются каждую зиму, тут на руку держателям активов играет лишь глобальное потепление, которое сделало наши зимы по-европейски теплыми. Но вот ударили суверенные морозцы — и все, инфраструктура себя показала.
Выход из ситуации пока неочевиден. Наживаться на ЖКХ вряд ли перестанут — скорее всего, все закончится показательными решениями одной проблемы. А сам айсберг инфраструктурного дефицита продолжит дрейфовать в сторону «Титаника». Причем обе ситуации — когда ЖКХ «чистый рынок» или «полностью государство» — пагубны, так как в первом случае это ведет к мутным схематозам и разорению, а во втором — к низкой эффективности управления. Решать вопросы ЖКХ собственники и государство должны сообща — и не только по распилам.
Илья Гращенков, политолог