Posted 2 января 2024, 17:00
Published 2 января 2024, 17:00
Modified 1 февраля 2024, 20:53
Updated 1 февраля 2024, 20:53
Изменения в прогнозах относительно будущего российской экономики, которые прошли путь от весьма пессимистичных в начале весны позапрошлого года до фактически бравурных в конце года минувшего, были основаны на разных подходах к оценке санкционного давления. Реализация санкций настолько отличалась от первоначальных представлений о них, что скорректировала все прогнозы.
По мере нарастания санкций и возникновения различных инициатив, направленных на их развитие, анализ всего взаимосвязанного комплекса проблемы — характеристика вводимых санкций, подпадающие под них отрасли и компании, последовательность их исполнения и влияние на экономику — становится практически междисциплинарной задачей. По этой причине анализ последствий и перспектив крайне усложняется.
Основное следствие беспрецедентного объема санкций — активизация российского «импортозамещения». С одной стороны, вводимые санкции оказывают серьезную услугу российскому внутреннему рынку — создавая барьеры для импорта, они вынуждают, помимо организации «параллельного импорта», расширять предложение внутренних производителей в попытке замещать ушедшие с рынка аналоги. Получается своеобразный «внешний протекционизм». С другой стороны, они же ограничивают экспорт, сужая возможные рынки для российских предприятий, что зачастую ставит в зависимость от иностранных контрагентов и делает нерентабельным развитие многих обрабатывающих производств с импортной составляющей.
Если рассматривать санкции в долгосрочной перспективе (учитывая, что они могут длиться годами и десятилетиями), возможные последствия, достигаемые за счет последовательной дестабилизации экономики, представляются достаточно серьезными. Самый главный вызов, преодоление которого необходимо продемонстрировать в течение ближайшего времени, — это диверсификация экономики с целью снижения ее ресурсной зависимости. Необходимо, чтобы проходящее импортозамещение основывалось не на устаревших технологиях, — в противном случае неизбежен его регрессивный характер. Зафиксированная тенденция, когда рост инвестиций в основной капитал вошел в противоречие с усиливающейся негативной динамикой предложения инвестиционных товаров, может указывать в том числе на то, что инвестиционное импортозамещение остается для российского бизнеса недоступным. Это порождает препятствия для реализации в перспективе высокотехнологических проектов и ставит под угрозу устойчивое развитие экономики.
В следующем году можно прогнозировать работу коалиции по упорядочиванию введенных санкций — появление новых подсанкционных секторов экономики маловероятно. Основная проблема, с которой сейчас сталкиваются страны коалиции, вводящие и соблюдающие санкции, заключается в значительном росте транзакционных издержек и возможных рисков даже для добросовестных игроков. Количество и многообразие вводимых регуляторных норм опережает разработку регламентов и разъяснений, что серьезно затрудняет комплаенс. Курс в следующем году будет взят не на умножение санкций, но на их систематизацию и повышение эффективности их применения, что может формировать новые вызовы для российской экономики.
Telegram-канал «Незыгарь»