Во-первых, рутинизация событий на Украине. Они стали фоном. В том числе потому, что не было мобилизации, а к беспилотникам привыкли. Так вообще устроены человеческий организм и психика, иначе можно сойти с ума. Привыкание произошло и на Украине. Поэтому те, кто рвался в армию в прошлом году, в этом рвались долой с родины или по крайней мере с места прописки.
Во-вторых, тотальное запретительство всего — даже перечислять не буду, потому что все не вспомню. Но как-то даже странно в итоге получается, что можно и даже нужно рожать детей, однако при этом нельзя быть голым. Вообще, традиционные ценности — может, оно и хорошо, вот только традиционные ценности XIX века типа семьи с пятью детьми не могут существовать в XXI веке в однокомнатной квартире.
В-третьих, однозначный тренд на перенимание опыта 70-х годов прошлого века. Спартакиады, уроки труда в школе, наставники, аналоги пионеров и октябрят, борьба с книгами нелояльных авторов, разделение творческих людей на уехавших и оставшихся и т. д. И это не просто так. Все-таки работает подсознательное. 70-е были спокойной и тихой эпохой. Общество явно хочет в нее вернуться. Хотя бы в какой-то ее части.
В-четвертых, окончательная победа охранительско-консервативного тренда. Пока единственные крепости либерализма — банковский сектор и потребительский рынок. И то с большой долей условности.
Все это в целом означает одно. Принято забывать про Конституцию, а зря. Сейчас работают принятые в 2020 году поправки. Ровно для сего они и задумывались. Все обратили внимание на поправки по обнулению, а оказалась, что остальные во многом довольно быстро поменяли принципы взаимоотношения общества и власти.
Кирилл Шулика, журналист