Автомобили не будут дешеветь, зато их станет больше: новости для автолюбителей на 2024 год

27 декабря 2023, 11:01
Российский авторынок восстанавливается, меняет лицо и не радует ценами.

Уходящий год для российского автомобильного рынка был ознаменован серьезным увеличением доли китайских машин — до 60%. В дальнейшем тенденция будет только нарастать. А вот оснований для снижения цен во всех сегментах продаж — новых иностранных и российских, а также подержанных автомобилей — пока не просматривается.

Россияне по-прежнему предпочитают новые Lada

В последний месяц осени в России было продано 109 706 новых легковых автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», это более чем вдвое больше показателей ноября 2022-го, но на 2,3% меньше, чем в октябре нынешнего года. Абсолютным лидером по продажам остается Lada: на долю марки пришлось 30% купленных машин. Стоит, однако, отметить, что год назад этот показатель превышал 40%.

Среди иномарок самым популярным оказался китайский бренд Haval — за ноябрь было продано 14 400 автомобилей. За ним идут другие «китайцы» — Chery (11 316 шт.), Geely (10 551 шт.), Changan (6 609 шт.), OMODA (4 129 шт.) и EXEED (4 096 шт.), следом — корейская Kia (2 028 шт.) В десятку самых популярных марок также вошел «Москвич», который купили 1 910 автовладельцев. Всего за 11 месяцев 2023 года в России было реализовано 939 254 новых легковых автомобиля — на 64,9% больше, чем за тот же период прошлого года.

В разрезе модельного ряда лидером продаж по итогам 11 месяцев осталась Lada Granta, которая удерживает пальму первенства уже более полутора лет. В пятерке наиболее продаваемых машин значатся еще три представителя марки — Lada Vesta, Niva Travel, Niva Legend. Также в топ-пять вошла единственная иномарка — китайский кроссовер Haval Jolion.

Рынок подержанных авто начал «замедляться»

По подсчетам аналитического агентства «Автостат», в ноябре 2023 года россияне купили 458,1 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 6,3% меньше, чем месяцем ранее, и на 0,5% ниже результата ноября прошлого года. Среди востребованных на вторичном рынке марок привычно лидирует отечественная Lada — в конце осени новых хозяев нашли 111,1 тыс. таких машин. На втором месте японская Toyota (50,4 тыс. единиц). Затем идут корейские бренды Kia и Hyundai (24,7 тыс. и 24,2 тыс. шт. соответственно), на пятом месте — японский Nissan (22,7 тыс. шт.).

Всего же за 11 месяцев 2023 года россияне приобрели 5 млн 273,3 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 19,9% больше, чем в январе–ноябре прошлого года. Среди продаваемых моделей лидируют Lada 2114, Fоrd Focus, Kia Rio, Lada 2107, Hyundai Solaris.

«Сегодня, по оценкам экспертов, средний возраст российского автопарка составляет от 12 до 15 лет. С 2022-го он увеличился на два года. Причины такой ситуации понятны — влияние на ее формирование оказали как недостаток привычных марок машин на рынке, так и значительный рост стоимости новых автомобилей, из-за чего люди просто не могут позволить себе покупку. Поэтому вопрос о смене машины откладывается. В то же время не все могут осилить содержание возрастного автомобиля, который требует все больше вложений. Вариантов развития ситуации два — или принимается решение о продаже, или автовладелец начинает экономить на обслуживании и запчастях, что в будущем несет риски увеличения аварийности на дорогах», — пояснил в комментарии «РосБалту» автоэксперт Вадим Красиков.

Как будет развиваться авторынок в 2024 году

Как считают эксперты, в следующие 12 месяцев авторынок продолжит восстановление. По прогнозам аналитиков, базовый сценарий предполагает рост на 24% с достижением совокупного объема продаж в 1,3 млн единиц. Оптимистичный расклад подразумевает увеличение продаж до 36% (1,48 млн машин), пессимистичный — падение на 9%, до 900 тыс. машин.

В числе основных сложностей, которые мешают восстановлению отечественного автомобильного рынка, называются высокая ключевая ставка, влияющая на удорожание автокредитов, неготовность многих покупателей к приобретению китайских автомобилей и ожидания, что цены на новые машины все же начнут снижаться.

«При сохранении существующей динамики восстановление рынка до уровня 2021 года возможно в течение 3-4 лет», — рассказали в ГК «Автодом», отметив, что серьезного дисбаланса спроса и предложения ждать не стоит.

Параллельный импорт и китайское «завоевание»

По амбициозным планам производителей из Поднебесной, в 2024 году количество продаж машин в России должно увеличиться до 1,2 млн штук. Китайские авто будут вытеснять с рынка машины брендов, ушедших их РФ, которые в настоящее время ввозятся в страну по альтернативным каналам. На этот процесс окажут влияние и рост цен (в том числе из-за возросших затрат на логистику и «растаможку»), и блокировки европейских автопроизводителей, которые срабатывают при попытке подключения к диагностическому оборудованию в российских сервисах.

Правительство РФ хоть и заявило о продлении параллельного импорта на 2024 год, но поставило четкие условия: постепенное уменьшение перечня и номенклатуры. Напрямую о сегменте автомобилей и запчастей речи не шло, но и об исключении их из альтернативных поставок товаров не объявлялось.

Свой вклад в осложнение параллельного импорта в последние дни уходящего года внесла и Южная Корея, ограничив экспорт в Россию любых автомобилей своего производства с объемом двигателя более 2,0 л. Если ранее запрет распространялся на машины стоимостью выше $50 тыс., то теперь под него попали в том числе Hyundai Santa Fe, топовые версии Hyundai Sonata и многие модели Kia. Также сложнее будет ввозить BMW и Mercedes, которые поступали с корейского рынка.

«Предпочтение сейчас отдается автомобилям, официально ввезенным в Россию с гарантийной поддержкой производителя. Распределение сил между китайскими брендами и отечественными производителями останется на уровне 2023 года. В 2024 году появится более 10 новых брендов, в основном это будут китайские марки», — высказывает мнение директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский.

Несмотря на то, что в сегменте импортных авто россияне привыкли выбирать из европейских, американских, корейских и японских брендов, отсутствие предложений по адекватным ценам и сложности с гарантийным обслуживанием неминуемо начнут смещать интерес покупателей в сторону продукции китайского автопрома. Этому также будут способствовать рост дилерской сети и широкий ассортимент. Однако лишь в том случае, если производителям и дилерам удастся сохранить беспроблемное гарантийное обслуживание и обеспечить доступность всего спектра запчастей.

С последними, как показала практика, пока иногда возникают проблемы из-за отсутствия общего каталога и унифицированных деталей, подходящих для различных модификаций поставляемых автомобилей. Впрочем, указывают эксперты, китайцы очень быстро учатся — и есть надежда, что в 2024 году ситуация исправится.

Планы российского автопрома

Производственный план АвтоВАЗа на 2024 год будет увеличен. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, производитель подтвердил готовность выпустить не менее 500 тыс. машин Lada. Сейчас у автоконцерна три производственные площадки — в Тольятти, Ижевске и Санкт-Петербурге, на которых выпускаются Lada Granta, Vesta и семейство Niva. В следующем году возобновится производство универсала Largus. За минувший год отечественному производителю удалось вернуть машинам антиблокировочную систему тормозов (АВС), кондиционеры, зимние опции и соответствие стандартам Евро-5.

«Москвич» в будущем году собирается выпустить 50 тыс. автомобилей, а также представить новый семейный кроссовер «Москвич 8». Порадовать изменениями модельного ряда намерен и УАЗ. Уже известно, что Ульяновский автозавод модернизировал внедорожник «Хантер» и активно занимается обновлением своей самой популярной модели «Патриот». Примечательно, что автомобиль не только претерпит изменения в дизайне, но и будет модернизирован комплексно.

К числу хороших новостей можно отнести начало серийного производства на костромском заводе «Пегас», где с лета ведется сборка АВС, электронных систем динамической стабилизации. В 2024 году предполагается выпустить 550 тыс. блоков (до половины из них составят ESP). В дальнейшем ежегодный суммарный объем выпуска нарастят до 750 штук с возможностью расширения до 1 млн 200 тыс. блоков АВС и ESP, что позволит обеспечить потребности всех автосборочных предприятий страны.

Вопрос с ценами остается больным

Для того, чтобы цены на автомобили начали снижаться, по мнению экспертов, необходимо наличие целого ряда условий, включая устойчивый курс рубля, стабильную и доступную процентную ставку по кредитам, а также разумный размер утилизационного сбора, который был сильно повышен в уходящем году.

На стоимость китайских автомобилей могут повлиять и внутренние экономические решения. «С 2024 года в Китае планируют отменить льготные программы на покупку авто, что сделает их даже на внутреннем рынке дороже примерно на 9%. Скорее всего, прайсы увеличатся и для российских автомобилистов, особенно с учетом того, что спрос на китайские авто в 2023 году вырос на 35-40%», — считает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин.

Что касается отечественных машин, то в Минпромторге полагают, что понизить их цену может уменьшение ключевой ставки и затрат на логистику. «С постепенным снижением ключевой ставки и затрат на перевозку мы будем следить за тем, чтобы и у автопроизводителей стоимость машин также поступательно по каким-то показателям снижалась или как минимум сохранялась», — отметил Денис Мантуров, добавив, что ведомство старается сдерживать рост цен — в том числе с помощью программ льготного автокредитования и лизинга.

Нет оснований полагать, что подешевеют и подержанные автомобили. За декабрь, согласно аналитике «Автостата», машины с пробегом в РФ подорожали на 2,6%, достигнув средней цены в 1 млн 625,2 тыс. рублей. И предпосылок к снижению пока не видно.

Ирина Калинина

#Экономика и бизнес #Главное #Всегда актуально #Бизнес #Россия
Подпишитесь