Posted 26 декабря 2023, 07:00

Published 26 декабря 2023, 07:00

Modified 1 февраля, 20:51

Updated 1 февраля, 20:51

Никита Митрофанов. Как в России срабатывает эффект «ловушки большой страны»

26 декабря 2023, 07:00

Мы часто в комментариях под постами о санкциях обсуждаем их эффективность и влияние на российскую экономику. Я не принадлежу к тем людям, которые считают, что санкции никакого эффекта не оказывают, но и не считаю, что они погубят экономический рост в будущем.

Однако когда эти санкции вводили, создавалось ощущение какой-то фатальности в будущем с долларом по 300, загнувшимся экспортом, гиперинфляцией и дефицитом бюджета больше 20-30% ВВП. Время шло, скоро уже два года будет, как мы ходим под санкциями, а российская экономика жива и даже трансформируется (не акцентирую внимание, в хорошее или плохое).

И главный вопрос в контексте этой мысли — каким образом экономика устояла под таким беспрецедентным (могу так говорить, потому что Россия впереди планеты всей по санкциям) санкционным давлением? Кто-то скажет, что отлично сработали плавающий курс рубля, который принял удар на себя, а также последующие действия ЦБ РФ.

Но сегодня я хочу поговорить о других возможных причинах. В СМИ обсуждают статью Дарьи Ушаковой из Института экономики РАН, в которой рассматривается эффект «ловушки большой страны». В этой работе разворачивается мысль по поводу механизмов нашей экономики, которые компенсировали отрицательный санкционный эффект в полном или частичном объеме до введения потолка цен на нефть.

Суть эффекта заключается в следующей мысли: если государство занимает существенную долю на каком-либо рынке, ограничение поставок из-за санкций или ожидание этих ограничений будут приводить к росту цен на таком рынке, что компенсирует снижение объема поставок. Другими словами, если санкции ограничивают рынок сбыта для России, то от этого пострадает рынок из-за сокращения предложения и роста цен, а для России не будет разницы, продавать 10 единиц товара по 5 рублей или 5 единиц по 10 рублей. Финансовый результат будет плюс-минус одинаковым.

Но санкционные архитекторы быстро поняли, в чем дело, и к концу года ввели потолок цен на российское сырье. Таким образом, санкции влияют и на объем, и на цену экспортируемого товара. И такое положение дел сокращает положительный эффект «ловушки большой страны». Это видно по статистике нефтяного экспорта, который за 9 месяцев 2023 года заработал почти на 30% меньше, чем годом ранее за аналогичный период.

Какой мы из этого делаем вывод? Не все введенные санкции такие эффективные, как нам может показаться. Россия не стоит на месте и пытается обходить санкции, но и западные страны могут разумно усложнять ограничения с целью достижения максимального эффекта.

Нам остается только наблюдать за тем, чьи меры окажутся эффективнее.

Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»