Старт президентской кампании практически всегда сопровождается усилением внутриэлитной конфронтации в регионах. Традиционно отдельные политические силы пытаются максимально обострить ситуацию, намереваясь таким образом усилить собственное влияние. Между тем в нынешнем политическом сезоне этот тренд очевидно претерпит определенные трансформации.
Фактор случившейся консолидации вокруг флага, несомненно, окажется ключевым: контрэлиты сумели уловить достаточно четкий сигнал со стороны федерального центра о том, что политические разногласия и встряски следует поставить на стоп как минимум до марта 2024 года. Установки Москвы понятны: Путин идет на выборы в условиях безоговорочного общественного и элитного консенсуса. Это означает, что формально внутрирегиональная фронда окажется под запретом. На деле же конфликты в субъектах никуда не денутся: скорее, их заретушируют, преимущественно выведут из медиаполя в приватное пространство. Можно прогнозировать, что острые конфликты будут фиксироваться в регионах, где присутствуют влиятельные и крупные игроки, в том числе в виде финансово-промышленных групп.
С одной стороны, главы регионов сегодня располагают достаточно широкой палитрой инструментов воздействия на элиты. Речь может идти как о переговорном процессе, так и о силовом воздействии. Однако экономических рычагов в условиях тотальной бюджетной оптимизации становится все меньше.
С другой стороны, что касается силового трека, то, как показывает актуальная практика, правоохранительные органы зачастую действуют максимально независимо, в отрыве от установок региональных властей.
Триггерами напряженности в субъектах в преддверии марта 2024 года могут стать самые разные факторы. Речь может идти о сокращающемся бюджетном финансировании, борьбе за государственный заказ, который в нынешних реалиях становится едва ли не ключевым драйвером регионального развития, а также не всегда осмотрительная кадровая политика, реализуемая главами субъектов. К зоне риска на сегодняшний день можно отнести Брянскую, Самарскую, Ульяновскую области, а также Республику Коми. Управленческим командам в этих регионах, как правило, не удавалось достичь полного консенсуса накануне выборов.
Губернаторы оказываются в максимально сложной ситуации: тот или иной демарш контрэлит, резонансные коррупционные дела, возможный выход в медиаповестку социальных или экологических проблем будут неизбежно проецироваться федеральной властью на первых лиц регионов с соответствующими оргвыводами. Фактически именно поэтому у субъектов остаются считанные дни для того, чтобы договориться с потенциальными инициаторами фронды.
Илья Гращенков, политолог