Posted 22 декабря 2023, 07:14
Published 22 декабря 2023, 07:14
Modified 1 февраля, 20:50
Updated 1 февраля, 20:50
Британцам все больше приходится сталкиваться с неблагоприятными последствиями брексита. Дело касается не только торговых барьеров, ведущих к повышению цен и сужению ассортимента, и не только трудностей в работе британского бизнеса на континенте, но и поездок жителей Великобритании в страны Евросоюза.
После выхода из ЕС Британия перешла для него в разряд «третьих стран», и хотя ее гражданам не требуется виз для кратковременного пребывания, они должны при въезде и выезде из стран союза получать штамп в паспорте. В порту Дувра, в котором многие англичане проходят паспортную проверку перед погрузкой со своими автомобилями на паромы до французского порта Кале, в «горячие периоды» это привело к многочасовым очередям. То же касается и города Фолкстон, где автомобили грузятся на поезда Евротоннеля. А вскоре жителям Британии, желающим отправиться в Европу, причем на любом виде транспорта, придется столкнуться с более сложными процедурами и более длительными задержками.
Дело в том, что по решению ЕС в октябре 2024 года вводится единая система въезда/выезда (EES) для неграждан союза, которая будет охватывать все страны ЕС за исключением Ирландии и Кипра, а также входящие в Шенгенскую зону Исландию, Норвегию и Швейцарию. Система коснется жителей стран, имеющих безвизовые соглашения с ЕС. Первичная регистрация неграждан ЕС при въезде будет производиться централизованно, их данные будут заноситься в общеевропейскую базу данных. После введения в действие EES в паспортах неграждан не будут ставиться штампы, но при первичной регистрации у них будет сниматься биометрия: отпечатки пальцев и скан лица. Помимо биометрии в общую базу данных будут попадать имя, тип удостоверения личности, дата и место въезда и выезда. Для последующих поездок в течение трех лет будет использоваться, как правило, только биометрия лица.
Проект EES преследует цель сделать внешние границы Европы более безопасными, особенно в отношении проникновения потенциальных террористов и других преступников. Еврокомиссия также заявляет, что автоматизация процедур пограничного контроля после внедрения EES позволит путешественникам экономить время при пересечении границы.
Однако представители турбизнеса и международных авиакомпаний считают, что первичная регистрация путешественников на границах ЕС сильно увеличит время прохождения погранконтроля в аэропортах, железнодорожных терминалах и морских портах, что при плотном пассажиропотоке создаст серьезные проблемы. В Британии особую тревогу вызывает будущая ситуация в порту Дувра и в терминале Евротоннеля в Фолкстоне, где по двустороннему соглашению проверку осуществляют французские пограничники. По оценке администрации Евротоннеля, среднее время прохождения через контроль одного автомобиля с несколькими людьми возрастет с 1 минуты до 5-7 минут. Примерно такие же оценки дает и руководство порта Дувр.
Но это еще не все. Примерно через 6 месяцев после введения EES Евросоюз начнет новый этап своей пограничной реформы. Появится электронная система информации о путешествиях и авторизации (ETIAS). Перед поездкой в страны ЕС неграждане должны будут на специальном сайте подать онлайн-заявку на получение разрешения на въезд. В заявке должны быть указаны имя, адрес, паспортные данные, место работы, должность, причины поездки, страна прибытия и адрес первой ночевки. Также заявитель должен уплатить 7 евро. Ожидается, что в большинстве случаев разрешение будет выдаваться в течение нескольких минут, однако это новое требование в любом случае будет ограничивать свободу действий путешественников.
Судя по опросам последнего времени, большинство британцев сожалеют о выходе из ЕС и в случае гипотетического референдума проголосовали бы по-другому. Предстоящее усложнение путешествий в Европу лишь укрепит их в этой мысли.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co