Российский рынок труда испытывает дефицит кадров. Наличие проблемы, согласно опросам рекрутингового сервиса HeadHunter (HH.ru), признают 85% работодателей. Более того — по их мнению, эта тенденция сохранится в 2024 году.
Критически низкие соотношения резюме к активным вакансиям в ноябре (оптимальный показатель, при котором работодатели могут быстро найти достойного кандидата, а соискатели еще не чувствуют сильного давления конкурентов — 5-7 резюме на место) фиксировались в розничной торговле (1,6) и автобизнесе (1,8), дефицит наличествовал по категориям рабочего персонала, специалистов по продажам и обслуживанию клиентов (2,6), транспорта, логистики и перевозок (2,7), медицины и фармацевтики (2,9), производства и сервисного обслуживания (2,9), строительства и недвижимости (3,1), туризма и гостиничного бизнеса (3,3), а также сельского хозяйства (3,5).
По мнению аналитиков SuperJob, общее число вакансий в базах выросло за год на 57%, количество резюме снизилось на 2%, а конкурс на свободные места упал на треть. По оценке сервиса, самые дефицитные позиции на рынке — квалифицированные рабочие, водители грузовых автомобилей, машинисты спецтранспорта, разнорабочие, инженеры. Потребность в них испытывают промышленность, строительство и транспортно-логистическая сфера. Наибольший прирост вакансий наблюдается в производственной отрасли — за год их число возросло в 2,2 раза, на втором месте службы доставки (+107%), на третьем — гостинично-ресторанный бизнес (+ 36%).
Как отмечено в сентябрьском докладе ЦБ «Региональная экономика», спрос на труд заметно вырос в том числе из-за расширения замещающих производств и увеличения госзаказа, на этом фоне незначительный рост численности рабочей силы привел к усилению дефицита кадров. Говоря проще: экономике в короткий промежуток времени потребовалось значительно больше специалистов, а подготовить столь быстро квалифицированные кадры нереально. На это наложились старение населения и последствия пандемии, из-за чего рынок потерял часть работников.
Проблему анализировали в Кремле, правительстве и в Центробанке. «Я хочу еще раз подчеркнуть, что сейчас мы находимся в ситуации, когда экономика практически полностью задействовала имеющиеся ресурсы… Безработица в 3%, а в некоторых регионах и того меньше. Это означает, что в экономике практически не осталось свободных рук», — заявила в Госдуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В условиях нехватки квалифицированных кадров предприятия не могут в должной степени нарастить производство, а следовательно — удовлетворить покупательский спрос. В попытке закрыть пустующие места работодатели начинают биться за сотрудников, пытаясь привлечь их повышенной зарплатой, что негативно сказывается на экономике.
«Когда обостряется конкуренция за одни и те же рабочие руки, рост производительности отстает от повышения заработных плат. То есть прирост объемов производства оказывается меньше, чем рост доходов граждан. И если все дополнительные доходы граждан будут направлены на потребление, то это выльется не в рост потребления в физическом объеме, а просто в рост цен на товары и услуги», — пояснила Набиуллина. Иными словами — результат мы видим по разгону инфляции.
По прогнозам, представленным на сентябрьском расширенном заседании Госсовета вице-премьером РФ Татьяной Голиковой, в среднесрочной перспективе демографическая ситуация может продолжить влиять на рынок труда. В России в ближайшие годы на треть сократится самая востребованная, мобильная и готовая к изменениям группа персонала — люди в возрасте 30-39 лет. «То, что мы видим по потребностям на рынке труда, заставляет нас пересматривать подходы не только к прогнозированию, но и к подготовке кадров на уровне среднего специального образования, высшего образования, даже в каком-то смысле профориентации в школе средней и дополнительного образования», — отметила вице-премьер.
Активнее всего, как посчитали аналитики сервиса по поиску работы «HeadHunter Северо-Запад», работодатели Северной столицы искали менеджеров по продажам (8%), продавцов и продавцов-консультантов (7,6%), инженеров и проектировщиков (3,4%), программистов (3%) и водителей (2,7%). В ряде случаев их запросы совпадали с активностью соискателей. В банке резюме чаще всего встречались предложения от проектных менеджеров (свыше 199 тыс.), администраторов (90 тыс.), программистов (более 60 тыс.), а также продавцов, водителей, бухгалтеров, инженеров, официантов, секретарей, репетиторов.
При этом эксперты отмечают, что с прошлого года конкуренция на рынке труда в городе на Неве упала на 2,3 пункта. Сегодня на каждую вакансию в среднем приходится 4,5 резюме. Это не катастрофа, но довольно тревожный фактор, свидетельствующий о том, что рынок труда находится близко к нижнему порогу нормы. При этом высокая конкуренция — от 20 и больше претендентов на место — фиксируется среди специалистов в сферах искусства, науки, консалтинга, у топ-менеджеров и юристов.
Наметившийся дисбаланс означает, что рынок труда на сегодняшний день остается «соискательским». Чтобы привлечь сотрудников, работодатели идут на повышение предлагаемых зарплат, а также разрабатывают различные соцпакеты для сотрудников. Причем это распространяется как на новые кадры, так и на действующих работников. Результаты опроса HH.ru свидетельствуют, что в целом по СЗФО со сложностями при закрытии вакансий столкнулись 71% компаний. Также работодатели заявляют о росте «текучки» кадров и случаях переманивания ценных сотрудников конкурентами. В то же время 61% петербургских компаний нашли возможность повысить зарплаты персоналу: активнее всего эти процессы шли в машиностроении (82%), добывающей промышленности (72%), строительстве (70%), банковской сфере (45%) и IT (40%).
Однако по темпам роста заработной платы в Петербурге лидируют кондитеры и монтажники РЭАиП, которые стали получать в среднем на 25% больше. На 18,8% зарплата выросла у электрогазосварщиков, на 17% — у фасовщиков-укладчиков. При этом сварщики при желании могут найти вакансию с уровнем оплаты в 200 тыс. рублей в месяц, а сборщики мебели — в 210 тыс. рублей, хотя средние цифры меньше — 95 и 90 тыс. рублей соответственно.
Как считают аналитики рекрутинговых служб, в 2024 году рынок труда станет еще более «соискательским». Работодатели продолжат бороться за кадры. И хотя, по данным SuperJob, восемь из десяти российских работодателей в 2023 году уже пересмотрели зарплаты своим сотрудникам, каждая вторая компания планирует в ближайшее время провести новую индексацию окладов.
Наряду с повышением уровня оплаты труда, работающими механизмами для привлечения и удержания персонала являются разнообразные программы лояльности: обучающие курсы (в том числе языковые), бесплатные путевки и питание, полисы ДМС, премии за хорошие результаты, оплата фитнеса и даже небольшие кредиты. При этом очевидно, что значительного финансового резерва на эти цели нет, особенно у средних и малых предприятий.
«В этих обстоятельствах можно ожидать, что работодатели станут более лояльными — например, снизят пороговые значения по возрасту соискателей. При возможности кадровые работники будут предлагать им гибкий график или удаленный режим занятости. Также вероятно расширение программ переподготовки и дополнительного обучения действующих сотрудников. Кроме этого, возможно и временное снижение требований к квалификации претендентов: некоторые работодатели могут начать заключать с ищущими работу людьми ученические договоры, предусматривающие обучение без отрыва от производства», — отметила «Росбалту» эксперт по трудовым отношениям Людмила Матюшина.
Еще одной приметой рынка труда-2024 эксперты называют автоматизацию производства. В условиях дефицита кадров это реальная возможность повысить производительность труда. Однако пойти таким путем из-за высоких изначальных затрат смогут, вероятно, лишь крупные предприятия.
Ирина Калинина