Американские корабли дежурят в Баб-эль-Мандебском проливе для борьбы с нападениями хуситов из Йемена на торговые суда. Но, похоже, Израиль нашел другой способ доставки грузов.
Не успели высохнуть чернила под подписями глав МИД арабских государств на заявлении с осуждением Израиля, как начался любопытный процесс. Эти же страны создали сухопутный коридор для доставки товаров в обход Йемена. Если раньше суда по пути в Израиль тратили 14 дней на прохождение Суэцкого канала и рисковали попасть под обстрел со стороны хуситов, то теперь они швартуются в портах Бахрейна или ОАЭ. Далее через Саудовскую Аравию и Иорданию товары прибывают в Израиль.
При этом затраты по времени гораздо меньше, чем через Египет. Путь по суше из порта Бахрейна до границ Израиля составляет 2 дня и 7 часов, а по аналогичному маршруту из порта Дубая — 4 дня.
Получается, все в выигрыше на Ближнем Востоке. Иран и Йемен зарабатывают политические очки и одерживают «победу» в глазах своего населения. Израиль вместе с Бахрейном, ОАЭ, Иорданией и Саудовской Аравией получают дополнительную прибыль и связываются логистической ниточкой. План по строительству железной дороги по такому же маршруту с перспективой доставки товаров далее в Европу могут с большой вероятностью реализовать, а не оставить на бумаге.
Кто в минусе? Экспортеры и импортеры товаров из Европы и Азии. Либо им придется дополнительно платить за транзит товаров ближневосточным странам при движении по новому маршруту, либо отправлять товары через юг Африки. Это почти на 5-10 дней дольше, чем по Суэцкому каналу. А каждый потерянный день — это значительный рост расходов.
Вот он, новый Ближний Восток. Очень интересный, несмотря ни на что.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan