Согласование Советом ЕС 12-го пакета санкций в отношении России еще не означает, что Евросоюзу удалось преодолеть все разногласия по вопросам поиска новых способов давления на Москву и продолжения широкомасштабной помощи Украине. Как отмечал «РосБалт», для завершения работы над очередной порцией антироссийских рестрикций потребовалось почти полгода (11-й пакета санкций был принят 24 июня), причем дело так затянулось в первую очередь из-за попыток сразу нескольких стран выбить для себя всякого рода преференции и обходные пути.
Роль главного «возмутителя спокойствия» в ЕС взяла на себя Венгрия, а если говорить о конкретных персоналиях, то глава ее правительства Виктор Орбан. В частности, при обсуждении 12-го пакета санкций Будапешт добился исключения из него запрета на поставки нефти по трубопроводу «Дружба» (из этого сырья Венгрия производит бензин и дизтопливо и с большой выгодой продает соседям), санкций против атомной энергетики (Россия строит для Венгрии вторую очередь АЭС «Пакш) и дальнейших ограничений международных финансовых транзакций (венгры добиваются неприкосновенности для своего OTP Bank). Кроме того, министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт будет блокировать все попытки включения в санкционные списки компаний из Китая и Турции.
Венгерские власти в целом активно критикуют санкционную политику ЕС, аргументируя это тем, что предыдущие 11 пакетов санкций не достигли своей цели и нанесли больше вреда самой Европе, чем России. Учитывая, что для принятия решений в ЕС нужно полное согласие всех его членов, такая позиция вызывает все больше проблем для Брюсселя и заставляет прибегать к разного рода уловкам.
Одной из самых нашумевших историй на прошлой неделе стала просьба канцлера Германии Олафа Шольца, обращенная к Орбану, «выйти попить кофе» во время обсуждения на саммите ЕС вопроса об Украине. Только благодаря отсутствию при голосовании венгерского премьера удалось согласовать начало переговоров с Киевом о вступлении Украины в Евросоюз. Западные СМИ оценивают это не иначе как «беспрецедентный процедурный трюк».
Впрочем, Орбан на том же саммите незамедлительно наложил вето на внесение поправок в общий бюджет ЕС на 2024–2027 годы, предусматривающих выделение Украине 50 млрд евро. По его словам, Венгрия выступает против увеличения взносов в бюджет ради финансирования Украины и предлагает провести «стратегические дебаты» по поводу отношений с этой страной, поскольку нынешняя политика ЕС в этом направлении провалилась.
Более того, в Будапеште заявили, что внеочередной саммит Евросоюза, запланированный на январь 2024 года, состоится только в том случае, если будет учтена позиция Венгрии относительно продолжения финансовой помощи Украине. Что касается вступления этой страны в Евросоюз, то венгерские власти сейчас всячески подчеркивают, что трюк Шольца с Орбаном ничего не решил, поскольку для завершения процедуры потребуется еще не один десяток голосований в европейских странах, в том числе будет нужно получить согласие на вступление Украины в ЕС от венгерского парламента, в целом лояльного Орбану.
Сам венгерский лидер при этом подвергается все более острой критике на Западе. Bloomberg, к примеру, называет его «своенравным премьер-министром», который «с гордостью поддерживает связи с Россией». По оценке агентства, события на саммите ЕС «подтвердили имидж Орбана как наиболее дружественного Кремлю лидера в блоке из 27 стран ЕС, который неоднократно призывал западных союзников прекратить финансовую поддержку Украины и заставить ее вести переговоры о мирных условиях с Россией».
Орбан «ошеломил столицы ЕС», проведя переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным в Пекине в октябре, пишет Bloomberg, напоминая также, что глава МИД Венгрии Петер Сийярто в последнее время несколько раз встречался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым — как во время визитов в Москву, так и на полях конференции ОБСЕ в Северной Македонии и на Генассамблее ООН в Нью-Йорке.
Что касается мотивов, по которым Орбан столь решительно «идет против течения», то Reuters усматривает их прежде всего в венгерской внутриполитической повестке. Характеризуя Орбана как «националистического лидера», агентство отмечает его «долгую историю использования столкновений с Брюсселем в целях получения очков в ходе предвыборной кампании внутри страны».
На этом основании строится прогноз, согласно которому венгерский премьер в ближайшие месяцы продолжит идти по пути конфронтации с другими лидерами ЕС, «используя имидж одинокого воина». Это как раз то, что ему нужно в преддверии выборов в Европейский парламент в июне следующего года.
Венгерские избиратели голосуют за Орбана, находящегося у власти с 2010 года, прекрасно зная о его ссоре с Брюсселем. Началась она из-за разногласий по вопросам верховенства закона — венгерское правительство ужесточило контроль над судами и средствами массовой информации, некоммерческими организациями и учеными, в ответ Брюссель начал ограничивать доступ Венгрии к фондам ЕС.
Орбан объявил своей задачей в наступающем году добиваться выделения всех замороженных средств ЕС, которые «Венгрия имела право получить». Европейская комиссия уже разблокировала Будапешту доступ к 10 млрд евро, признав «восстановление независимости судебной власти», однако это лишь треть суммы, на которую претендует Будапешт. При этом Олафу Шольцу уже пришлось опровергать предположения, что между предоставлением Венгрии полного доступа к заблокированным средствам и согласием правительства Орбана разблокировать помощь Киеву существует какая-либо связь.
Похоже, что боевой настрой венгерского премьера всерьез обеспокоил власти Евросоюза и заставил искать способ обуздать его строптивость. По вопросу выделения денег еще остаются резервные варианты — например, предоставление странам-членам ЕС возможности направлять деньги Киеву вне бюджетного процесса ЕС. Однако «проблему Орбана» могут попробовать решить более радикально.
Как сообщила газета Financial Times (FT) со ссылкой на европейских дипломатов, в Брюсселе рассматривается возможность исключить Венгрию из процесса обсуждения финансовой помощи Украине. Статья 7 договора о Европейском союзе 2007 года позволяет лишать страну-члена ЕС права голоса в связи с «нарушением европейского законодательства». Этот процесс может быть заблокирован любым другим членом Евросоюза, однако, как отмечает FT, после недавних выборов в Польше в ЕС «не осталось гарантированного защитника» Венгрии.
Другие западные СМИ также пишут про «изоляцию Орбана», поскольку он «потерял Польшу» после того, как польские консерваторы, которые аналогичным образом ссорились с ЕС, уступили власть правоцентристскому политику Дональду Туску.
Что касается премьер-министра Словакии Роберта Фицо, считающегося европейским лидером, наиболее близким Орбану по взглядам, то он не выступил против начала переговоров о вступлении Украины в ЕС и выделения дополнительных денег Киеву.
Как бы то ни было, Орбан и его правительство демонстрируют решимость не сворачивать с выбранного курса, несмотря на давление. Венгрия намерена сотрудничать с Россией без оглядки на мнение других государств, заявил Петер Сийярто в интервью французскому телеканалу LCI, которое цитирует ТАСС. По словам Сийярто, Будапешт не видит угрозы со стороны РФ другим европейским странам, в том числе находящимся на востоке континента, и считает, что их безопасность гарантирована участием в НАТО.
Комментируя по просьбе журналистов отношения Будапешта и Москвы, он напомнил о поставках российских нефти и газа, имеющих чрезвычайно важное значение для экономики его страны. По словам главы дипведомства, «рациональное взаимодействие в этой области отвечает национальным интересам» Венгрии.
«Мы заботимся о себе. Венгрия — на первом месте! Такова наша политика, и нас не слишком волнует, что другие думают о нас», — подчеркнул Сийярто, добавив: «Другое дело, что мы думаем, что если мы перекроем каналы связи с Россией, то убьем надежду на мир. А мы хотим мира».
Михаил Макаров