Очередное повышение Банком России ключевой ставки — на 100 базисных пунктов до 16% годовых — в пятницу было воспринято как само собой разумеющееся решение. Именно такой исход событий предсказывали большинство экспертов, и к нему заранее готовились рынки.
Совсем иные настроения были перед 27 октября, когда совет директоров Банка России предыдущий раз пересматривал ставку. Тогда активно обсуждались прогнозы, что ЦБ ограничится повышением ставки на 0,5%, 1% или вовсе оставит ее на прежнем уровне. Поэтому после того, как стало известно о повышении ставки сразу на 200 базисных пунктов (с 13% до 15%), с разных сторон раздались удивленные голоса.
Похоже, что за прошедшие полтора месяца Эльвире Набиуллиной удалось окончательно победить (или, как минимум, заставить затаиться) всех противников проведения в России жесткой денежно-кредитной политики (ДКП). Ни Госдума, где любят сетовать, что «экономику душат высокие проценты по кредитам», ни крупные банки, главы которых еще недавно выступали за смягчение ДКП, больше не мечут критических стрел в сторону Неглинной.
Надо сказать, что аргументы в поддержку своей позиции у Банка России и правда весьма сильные — рост цен съест сбережения граждан и весь эффект от повышения зарплат.
Как подчеркнула в пятницу на пресс-конференции Эльвира Набиуллина, инфляция и инфляционные ожидания остаются высокими. При этом ключевым отличием текущей экономической ситуации от октябрьского прогноза она назвала новые данные, которые «дают основание считать, что рост экономики сильнее отклонился от траектории сбалансированного роста, чем мы оценивали раньше». Именно это отклонение и способствует росту цен. Поэтому, как подчеркнула Набиуллина, «для противодействия ему требуется не только высокая ключевая ставка, но и длительное ее удержание на повышенном уровне».
Банк России еще раз подтвердил, что считает своей главной задачей возвращение инфляции к 4% в 2024 году и ее дальнейшую стабилизацию вблизи этого целевого показателя. Для борьбы с ростом цен необходим «продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике». Насколько продолжительный, уже тоже примерно понятно — ключевая ставка останется двузначной до конца будущего года.
Такой курс явно поддерживает президент России. На все призывы «унять Центробанк» он не раз отвечал в том духе, что конкретные цифры свидетельствуют о выборе финансовым регулятором правильного направления развития. Не так давно, говоря о перспективах смягчения ДКП в будущем, Путин произнес такую фразу: «Нужно быть очень аккуратными с этой мягкостью».
За день до нынешнего заседания совета директоров ЦБ РФ глава государства в совмещенном формате прямой линии и большой пресс-конференции подвел итоги уходящего года. При этом одной из главных задач для отечественной экономики он назвал борьбу с ростом цен. «К сожалению, у нас подросла инфляция, к концу года ожидается 7,5%, может быть, чуть больше, к 8%. Но Центральный банк, правительство принимают необходимые меры», — сказал Путин, упомянув, в частности, «поднятие ключевой ставки».
Как уже отмечал «РосБалт», такая позиция главы РФ стала очевидна еще в середине сентября, когда Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, дал понять, что в вопросе ужесточения ДКП ему ближе позиция Набиуллиной, чем руководителей двух крупнейших российских банков Германа Грефа (Сбербанк) и Андрея Костина (ВТБ), которые предположили, что ЦБ должен оставить ключевую ставку на прежнем уровне.
Впрочем, в защиту Банка России президент не раз выступал и ранее. Вот, например, его слова на большой пресс-конференции, состоявшейся 23 декабря 2021 года: «Знаю, как они (коллеги из реального сектора экономики) ругаются на Центральный банк, и знаю их аргументы. Почти каждый день, поверьте, мы беседуем. Я знаю неудовлетворенность реального сектора от повышения ставок. Но если этого не делать, то у нас может быть как в Турции… Центральный банк проводит независимую политику. Вам может показаться это странным: я не вмешиваюсь в работу Центрального банка, но оцениваю ее положительно».
В общем, тот факт, что последний в этом году пересмотр ключевой ставки не вызвал бурю эмоций, не выглядит чем-то удивительным. Подавляющее большинство экспертов накануне называли самым логичным и компромиссным вариант ее повышения на 1%, и лишь немногие указывали в прогнозах либо умеренное повышение на 0,5%, либо повторение октябрьского скачка сразу на 2%.
О том, как обсуждался этот вопрос советом директоров Банка России, рассказала на пресс-конференции Набиуллина. По ее словам, были единичные предложения о повышении ключевой ставки на 2%, но «предметно рассматривались» только два варианта. Первый — сохранение ставки на уровне 15%, второй — повышение до 16%, что и было в итоге одобрено.
Примечательно, что повышение ставки заранее начал учитывать не только фондовый рынок (именно этим эксперты объяснили, что индекс Мосбиржи 12 декабря в моменте упал ниже 3000 пунктов впервые с 22 сентября), но и банки. В частности, ВТБ решил повысить максимальную доходность по накопительному счету до 16%, не дожидаясь новостей о решении ЦБ.
Что касается курса рубля, то Эльвира Набиуллина не устает твердить: вся денежно-кредитная политика РФ сосредоточена на одной цели — борьбе с ростом цен, так что цифры на табло в обменниках уходят на второй план и у Банка России нет «психологической границы» курса рубля. Но, как отмечала Набиуллина, «безусловно, мы учитываем, что динамика курса, его ослабление является проинфляционным фактором».
Если говорить о прогнозах на будущий год, то здесь большое внимание привлек ответ Набиуллиной на вопрос, можно ли говорить о том, что цикл повышения ставки близок к завершению или уже завершился. «Если исходить из нашего базового сценария, наверное, действительно, мы близки к завершению цикла повышения ставки. Но во многом все будет зависеть от ситуации, что будет происходить с устойчивыми компонентами инфляции. И конкретно решение по ставкам мы будем принимать исходя из поступающих новых данных и из уточнения нашего прогноза», — сказала глава ЦБ РФ.
Рынки тем не менее восприняли это как сигнал о пройденном пике в повышении ставки, на фоне чего рубль пошел вниз, а индекс Мосбиржи вверх. Хотя в заявлениях главы Центробанка никак нельзя вычитать возможность отказа от жесткой борьбы с инфляцией. Как отметила сама Набиуллина, «ставка будет оставаться высокой столько времени, сколько потребуется».
Напомним, что рекордным значением ключевой ставки остается 20% — до этого уровня она была повышена после начала СВО в феврале 2022 года из-за обвала рынков и введения санкций против крупных российских банков, а также самого ЦБ РФ.
Так что дальнейшие решения будут приниматься с учетом всех перечисленных обстоятельств. Следующее заседание совета директоров Банка России по этому вопросу состоится 16 февраля 2024 года.
Михаил Макаров