Примерно 70% основных товаров экспорта Китая (включая, например, стальные изделия и автомобили) в последнее время заметно подешевели — внутренний спрос в КНР остается довольно вялым, и предприятия спешат продать за границу по заниженным ценам скапливающиеся на складах излишки продукции.
Эксперты в Токио считают, что это может стать весьма противоречивым фактором в мировой экономике. Падение цен на китайские товары для заграницы, с одной стороны, будет снижать инфляцию в других странах, а с другой — может стать фактором новых международных торговых конфликтов.
По данным Главного таможенного управления КНР, в ноябре выраженный в долларах объем экспорта страны вырос на 0,5% по сравнению с тем же месяцем год назад. Увеличение суммы экспорта зафиксировано впервые за последние семь месяцев. Однако в Токио обращают внимание на ничтожный процент прироста — это связано с падением цен. Оно зафиксировано в 71% основных экспортных товаров КНР.
Китайская стальная продукция, например, подешевела за границей на 40%, что сбивает цены на такие товары по всей Азии. Экспортные цены на автомобили упали на 10%, и их поставки за границу выросли в ноябре на 28%. В частности, бензиновые модели активно идут в страны Ближнего Востока и Африки. Похожая ситуация с бытовой электротехникой.
Все это может оказать существенное воздействие на мировую экономику с учетом масштабов китайской промышленности — на нее, например, приходится половина мирового производства сырой необработанной стали, более 30% глобального выпуска автомобилей. Однако растущие поставки за границу дешевой продукции уже наталкиваются на сопротивление. В Евросоюзе, например, начато расследование по поводу занижения цен на китайские электромобили. В Индии и Вьетнаме также стали разбираться с обвинениями по поводу демпинга из КНР.
Василий Головнин, журналист