В Панамском канале — засуха, недалеко от Суэцкого канала — серия нападений на грузовые суда. А ведь это два жизненно важных коридора для северных оленей глобальной торговли. И это угрожает работоспособности глобальных цепочек поставок в преддверии Рождества и Нового года.
По данным торговой аналитической группы MDS Transmodal, более половины объемов контейнерных перевозок между Азией и Северной Америкой должны были пройти по Панамскому или Суэцкому каналу в III квартале этого года. Однако октябрь в районе Панамского канала оказался самым засушливым с 1950 года, и количество проплывающих в день судов пришлось сократить: за первую неделю декабря канал пересекли только 167 судов по сравнению с 238 в прошлом году.
Столкнувшись с растущими задержками, многие компании решили перенаправить суда вместо Панамского канала через Суэцкий, однако внезапная волна нападений на суда со стороны йеменских хуситов встревожила мировую индустрию.
Естественно, все это приводит и к росту издержек: судовладельцы уже вводят дополнительные сборы в размере сотен долларов за контейнер для экспортеров, отправляющих товары через Панаму, а немецкая транспортная компания Hapag-Lloyd объявила о «надбавке за военный риск» в размере до $80 за все поставки в Израиль и из него.
То, что традиционные пути ненадежны — в целом не новость. Мир почувствовал это на себе еще во времена пандемии. Но для России это мощный сигнал о том, что на нашей огромной территории надо активно развивать транспортную инфраструктуру — и для перевозок собственных грузов, и для использования потенциала перевозок транзитных грузов. Так что пока Санта ищет обходные пути, нам надо активно развивать свои маршруты — готовиться к миру будущего, где наши торговые пути точно будут востребованы.
Telegram-канал «Бла-бла-номика»