На складах дилеров скопилось около 175 тыс. китайских автомобилей. По мнению экспертов, говорить о серьезном затоваривании пока рано. Однако ситуация в целом в данный момент благоприятствует потенциальным покупателям.
О том, что российский авторынок приобретает китайское лицо, «РосБалт» писал ранее. И эта тенденция нарастает. По данным аналитиков агентства «Автостат», десятку лидеров продаж в сегменте новых автомобилей по итогам 11 месяцев 2023 года открывает отечественная LADA (31,1%). Шесть следующих строк занимают китайские марки, на седьмой расположилась корейская KIA (3,38%), затем снова идут китайцы. Всего с начала года в стране продано 939 254 новых легковых авто (в 2022 году — 569 533).
При этом, отмечают в «Автостате», сейчас у дилеров скопилось около 175 тыс. нераспроданных китайских автомобилей. «По 2022 году был дефицит, машин не хватало. Сейчас мы видим, что начиная практически с лета этого года уровень продаж стал меньше, чем суммарно поставки (импорт) и производство. Это то, что накапливается на складах дистрибьюторов и дилеров», — отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Помимо самих цен, на снижение спроса ожидаемо повлияли высокие ставки по кредитам. Учитывая, что средневзвешенная цена нового автомобиля составляет, по подсчетам аналитиков, порядка 3 млн рублей, очевидно, что большинство россиян могут позволить себе такую покупку только с одновременной продажей старой машины или через механизм автокредитования.
Между тем, по данным главы компании «Автомаркетолог» Олега Мосеева, китайские компании нацелились на российский рынок серьезно и в 2024 году намерены продать здесь 1,2 млн легковых автомобилей. Уже сейчас на рынке присутствует продукция порядка 60 брендов из Поднебесной. Девятнадцать из них пришли в РФ в 2023 году — и приступили к формированию дилерских сетей, а шестнадцать были официально представлены на российском рынке ранее. К этому следует прибавить более 20 брендов, которые продаются неофициально — Xpeng, Zeekr, BYD, Avatr, Hiphi и другие. Одновременно с увеличением числа брендов идет расширение модельного ряда.
Проблема лишь в том, что их стоимость далека от комфортной для покупателей. При этом на родине купить их можно в разы дешевле. «В ноябре в Китае состоялась конференция Ассоциации китайских автомобильных дилеров (CADA), в которой приняли участие и представители ассоциации „Российские автомобильные дилеры“. В одном из докладов был наглядно презентован механизм ценообразования на импортируемые автомобили. Так, к исходной цене в 930 тыс. рублей прибавляются различные официальные сборы (таможенные оформление и пошлина, утильсбор, акциз, ОТТС) почти на 700 тыс., доставка до Москвы и маржа. На выходе мы имеем цену продажи в РФ выше 2,2 млн рублей», — рассказал «РосБалту» автомобильный эксперт Вадим Красиков.
В то же время очевидно, что китайцам, учитывая их амбициозные планы по продажам, придется вступать в серьезную конкуренцию, в том числе и между собой, полагает эксперт. Дело в том, что российский Минпромторг спрогнозировал рост рынка продаж легковых машин в 2024 году до 1,3 млн единиц. При этом только «АвтоВАЗ», по словам президента компании Максима Орехова, намерен нарастить производство до 500 тыс. автомобилей. К этому количеству прибавятся машины, которые сойдут с конвейеров УАЗа и «Москвича (а возможно, и „Волги“, к выпуску которых в следующем году хочет приступить ГАЗ).
«Не стоит забывать и о параллельном импорте. Конечно, в последние месяцы мы фиксируем его снижение, но свои 90-100 тысяч машин, думаю, он заберет. Есть определенная категория любителей „японцев“, „корейцев“, „немцев“ и „американцев“, которые явно не будут изменять своим предпочтениям в пользу китайского или отечественного автопрома. И даже если валютный курс, вопреки прогнозам, все же не удастся обуздать в желаемой степени, они скорее переориентируются на рынок подержанных „молодых“ автомобилей из-за границы», — считает Красиков.
В то же время, по прогнозам экспертов, сложно рассчитывать, что определенное затоваривание в сегменте китайских автомобилей приведет к серьезному снижению цен. Наиболее вероятным сценарием ближайшей пары месяцев является дисконт в размере 300-350 тысяч рублей. «Это не так много, но лучше, чем ничего, особенно с учетом того, что в ноябре машины в целом дорожать перестали. В то же время есть надежда на новогодние акции, в том числе предусматривающие большее снижение общей цены за счет допоборудования. И лишь если падение спроса будет серьезным и долговременным, вероятно, и сами производители начнут корректировать поставочные цены. Впрочем, большое значение будет иметь и стоимость рубля. В целом же на ощутимую корректировку цен могло бы повлиять уменьшение пошлин — как на новые импортные автомобили, так и на машинокомплекты, хотя бы в качестве стимулирующего фактора для иностранных производителей релоцировать свои производства в Россию», — отмечает Вадим Красиков.
Мария Осадчая