Posted 8 декабря 2023, 14:00
Published 8 декабря 2023, 14:00
Modified 1 февраля, 20:47
Updated 1 февраля, 20:47
Правительство Италии в письменном виде уведомило Пекин о том, что оно выходит из масштабной китайской экономической инициативы «Один пояс — один путь» («Пояс и путь»). Об этом широко сообщает печать, хотя обе стороны пока официально о таком шаге не объявляют и прямых комментариев на этот счет не делают.
Иными словами, охватившую всю Евразию и Африку китайскую торгово-инвестиционную программу «Пояс и путь» покинула единственная входившая в нее страна «большой семерки». Италия присоединилась к этой инициативе в марте 2019 года при премьер-министре Джузеппе Конте. Ставка делалась на резкое расширение поставок товаров страны на гигантский рынок КНР. Были расчеты и на крупные китайские инвестиции — в первую очередь в итальянские морские порты. Это сразу вызвало большие подозрения в США и других странах НАТО. Там опасались, что Пекин получит в Средиземном море мощные опорные пункты по образцу фактически взятых им под контроль портов в бассейне Индийского океана — в Мьянме, Шри-Ланке, частично в Пакистане.
Нынешняя премьер-министр Италии Джорджа Мелони еще со времен пребывания в оппозиции была категорически против участия в этой программе. Она настроена на сближение с США, укрепление роли Рима в системе НАТО. Экономический союз с Пекином в такую стратегию явно не вписывался.
У правительства Мелони есть и экономические аргументы. Оно утверждает, что присоединение к китайской программе не принесло ожидаемых материальных выгод. За время участия в этой инициативе, как говорят в Риме, поставки товаров из КНР в Италию подскочили на 81%. В то же время итальянский экспорт в Китай вырос лишь на 27%, двусторонняя торговля сводится с большим дефицитом для Италии. Не оправдались и надежды на инвестиции из КНР, хотя, конечно, им могли серьезно помешать глобальные потрясения с коронавирусом, начавшиеся как раз после 2019 года.
Короче, как сообщается, Мелони еще в сентябре неофициально уведомила о своем решении премьера Госсовета КНР Ли Цяна во время совещания «двадцатки» в Нью-Дели. Этот шаг приветствовало и крупнейшее объединение бизнеса Италии.
Инициатива «Один пояс — один путь» была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, это стержень его внешнеэкономической и во многом дипломатической стратегии. Она направлена на проведение большого числа двусторонних и многосторонних торгово-инвестиционных проектов вдоль древнего Шелкового пути, связывавшего Европу и Китай. В Пекине утверждают, что в программу к 2022 году вложено более $1 трлн.
После ухода Италии инициатива «Один пояс — один путь» усиливает свой характер как механизма взаимодействия Китая и преимущественно стран Глобального Юга. Хотя соглашения о сотрудничестве с программой имеют, например, такие страны Запада, как Австрия и Греция. Всего к инициативе присоединились 152 государства — например, практически вся Африка, подавляющая часть Азия, ведущие страны Ближнего Востока.
Василий Головнин, журналист