Госдума, принимая все свои чудовищные поправки, касающиеся школы, показывает, что ее представители остались где-то в далеких временах не то палеолита, не то мезозоя. Со скрипом разрешили калькуляторы — и это в 2023 году! Многим казалось, что это вошло в школу лет 30 назад. Но все остальное — это позор позорный. Запрет на телефоны в школе — это констатация полного непонимания властями даже не сегодняшнего учебного процесса — непонимания процессов коммуникации. Наверное, разным начальникам приносят распечатки из интернета. А части из них и приносить ничего не надо — они всерьез рассуждают, что задача школы — научить девочку варить борщ, потому что главное дело жены — забота о муже. Даже не хочется иронизировать по поводу этого бреда. Девочка, когда повзрослеет, сама определится, хочет она замуж или нет, кто кого кормить в семье будет и т. п.
Но речь даже не об этом. Вот с диким восторгом, влезая в ту сферу, куда точно влезать им не стоило бы, думцы запрещают телефоны в школе. Я сейчас не хочу перечислять все вопросы, которые возникают и о которых совершенно справедливо пишут эксперты.
Легендарная Amy Lynn Webb, CEO в не менее легендарном Future Today Institute (что редкость — не иноагент и не нежелательная организация), произнесла очень точное определение: «Интернета больше нет. Это конец. Подразумевается, что в будущем все будет представлять собой информацию. Наступает эра вспомогательных вычислений, когда „вы больше никогда не будете думать самостоятельно…“
Смартфоны — это возможность для школьника и для студента показать, что ты умеешь грамотно интегрировать в свою жизнь эти «вспомогательные вычисления». Можно тупо скопипастить, а можно и творчески обработать.
Пример не из школы, но для меня лично тоже очень показательный: преподавая в качестве доцента Финансового университета, я не запрещаю студентам во время самостоятельных работ пользоваться гаджетами. Владеет ли он понятийным аппаратом в полной мере, я пойму и так, при устном общении. Школа и вуз готовят человека к жизни, но никто не будет отбирать у него потом гаджет. Почему их не может быть на уроке? Скорее всего, сами учителя не готовы перестраиваться к новой жизни — им важнее, чтобы ученик оттарабанил нужное количество фактов.
Пока одни наши соотечественники находятся еще только на пути от пещерного сознания к изучению интернета, мир меняется куда стремительнее. Школы и вузы не дают, как в советские времена «знания — умения — навыки». Сегодня школы и вузы учат учиться, меняться, адаптироваться, быть постоянно готовым черпать новое. Мы же насыщаем школу тем функционалом, который там неуместен — воспитательным. При этом воспитывает, конечно же, в первую очередь семья, а не школа. Мы как-то забыли, но родитель — заказчик образовательных услуг. А уроки варки борща, начальной военной подготовки, «общественно-полезного труда» — это что угодно, но только не образовательные услуги.
Николай Яременко