Причина широкого успеха фильма «Слово пацана» и криминальных субкультур в том, что это одна из немногих разрешенных форм горизонтальных связей.
Криминальная группировка — это структура, предполагающая, помимо прочего, солидарность и взаимопощь участников. В атомизированном обществе постсоветских стран человек настолько одинок и беззащитен перед обстоятельствами, что ему хочется опереться на поддержку какого-то сообщества.
Кто это можно быть? Семья? Такие же бедолаги. Притом семьи маленькие, также атомизированные. Профсоюзы, партии, общественные организации? Конечно нет, государство принципиально изживает любые формы содействия, которые имеют политические амбиции. Что остается? Сослуживцы, спортсмены, криминалитет. Это можно. Эти тусовки в политику не собираются, власть не захватывают, борются преимущественно друг с другом. Для стабильности в каком-то смысле они даже полезны — канализизуют излишнюю энергию масс.
У мусульман, у диаспор и землячеств такие легальные формы солидарности есть. А у русских нет. Сиди в квартире перед телевизором и поддерживай решения начальства. Ну или выходишь во двор, а там АУЕ (запрещенная в России экстремистская организация).
Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед