Когда весной 2022 года началась вся эта эпопея, многие аналитики стали проводить параллели с опытом Венесуэлы и Ирана, которые много лет находились под гнетом санкций. Некоторые hotheads (горячие головы — ред.) пошли еще дальше и предрекали РФ судьбу Северной Кореи, что звучало максимально абсурдно. Но если и искать исторические аналогии, то нам следует обратиться к Южной Африке — это, вероятно, будет наиболее близким примером для России (разумеется, с многочисленными поправками).
Столкнувшись с негативной реакцией международного сообщества на политику апартеида, репрессии и военную агрессию за пределами своих границ, Южная Африка оказалась в относительной изоляции с середины 1980-х, вплоть до освобождения лидера оппозиции Нельсона Манделы из тюрьмы в 1990 году.
В чем же сходство?
1. Как и в случае с Россией, торговые санкции против ЮАР не нанесли парализующего удара, которого ожидали многие, отчасти потому, что мировой спрос на полезные ископаемые сохранялся. ЮАР оставалась экспортером угля даже на европейском рынке и увеличила продажи в азиатские страны. Было много случаев реэкспорта.Ходили слухи, что Британия импортировала товары из ЮАР через Нидерланды — тактика, которая используется до сих пор. Страна продолжала продавать золото и сумела подтолкнуть Ботсвану и Зимбабве, не имеющих выхода к морю, к отмене санкций.
Обход санкций привел к росту издержек — условия торговли ухудшились, на экспорт действовал дисконт, но в конечном счете возможность получить доступ к тому, что было необходимо, некоторое время удерживала ЮАР на плаву.
2. Местный фондовый рынок рос, причем местами в полной оторванности от того, что на самом деле происходило в экономике (ВВП падает, рынок растет). Причина роста вполне понятна: возможность инвестировать за рубежом была ограничена, приходились вкладываться в местные активы.
Схожая тенденция прослеживается и у нас — достаточно посмотреть на положительную динамику на Мосбирже с начала года.
Кстати, подобное произошло и в Иране (аka «персидский феномен»).
3. Уход международных компаний привел к увеличению прибыли и рентабельности местных фирм. Параллельно с этим началась политика импортозамещения — в период с 1987 по 1989 год резко возросло валовое накопление основного капитала. Частично такой подход привел к созданию некоторых рабочих мест и развитию отечественной промышленности, но с высокими затратами и снижением производительности труда.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»