Российский спорт уже не будет таким, как прежде. С этим обстоятельством многие смирились. Постоянная деградация результатов, падение мотивации игроков, накатывающая череда скандалов то в одном, то в другом виде соревнований. На этом фоне некоторые неуклюжие решения, продиктованные узко корпоративными интересами отдельных групп влияния, вколачивают очередные гвозди в крышку гроба, в котором уже покоится тело по имени «российский спорт».
Несколько лет назад все начиналось традиционно по-российски: типично отечественная гигантомания и одновременно — протесты и трагедии. Закончилось все пшиком. В Санкт-Петербурге задумали построить самую большую в мире хоккейную арену в мире, а главное — самую вместительную. За океаном есть хоккейный дворец на 23000 зрителей, поэтому решили, что будет 23 тысячи с небольшим. Но пока презентовали, выяснилось, что в Японии уже строят на 23400, поэтому срочно перепроектировались на 23500. Менять проекты на ходу — не проблема для питерских спортивных сооружений. Надо ли кому-то специально напоминать, сколько раз перепроектировали легендарный долгострой, получивший в итоге название «Газпром Арена»?
Питерцы протестовали: мамы рассказывали, что привыкли здесь гулять с колясками. Разрушение СКК «Петербургский» сопровождалось трагедиями: так торопились все снести к какому-то очередному намеченному сроку, что в итоге снесли вместе со специалистами, рубившими стальные тросы на крыше сооружения. Здание сложилось вместе с ними.
Планировалось, что на «СКА Арене» будут играть домашний чемпионат мира-2023. В 2020–2021 годах было немало сетований по поводу того, что сроки сдачи объекта постоянно отодвигаются, и есть риск элементарно не принять матчи чемпионата. Но жизнь внесла коррективы куда жестче: минимум три чемпионата мира Россия и Белоруссия пропускают; когда их вернут — начнут с зоны С, то есть до выхода в зону А точно понадобится еще минимум два года. А главное — Россия не может больше принимать никакие международные соревнования. Так что пока стадион будет лишь для внутреннего пользования.
Правда, и тут все не слишком гладко. Разумеется, на «СКА Арену» логично переезжать флагману питерского хоккея — питерскому СКА. В Питере на хоккей люди ходят, и сменить старенький дворец на Проспекте Большевиков вполне оправданно. Да только, как выясняется, готовность новой арены такова, что использовать ее сейчас, мягко говоря, проблематично.
В прошлое воскресенье прошел тестовый матч между «Рыцарями Петербурга» и «Невскими звездами». Через две недели там состоится матч звезд КХЛ.
Посмотрите на фотографии с арены: если более или менее успели сделать все снаружи, то ничего не доделано внутри.
Вам кажется, что это какой-нибудь подвал? Нет, это основные помещения: холлы, раздевалки, чаша стадиона. Отсутствие дверей и потолков, помещения без дверей, банки с красками в раздевалках, торчащие провода, неработающие системы безопасности и эвакуации. Разовый «Матч звезд», наверное, тут провести можно, но вот переезд СКА туда в этом сезоне кажется очень маловероятным.
В связи со всем этим поговорим о более широкой проблеме — кто вообще сегодня дергает за хоккейные ниточки, кто руководит хоккеем в России?
Большинству владельцев клубов или руководителей лиг давно уже нужны не результаты и доходы. Нет, они, конечно, тоже, но если встанет вопрос, что важнее: изображение политической лояльности или коммерческая составляющая твоего предприятия (ну, если вдруг одно не будет вытекать из другого), то любой однозначно выберет сейчас убытки.
Евгений Калешин, тренер «Акрона», полторы недели назад на послематчевой пресс-конференции не сказал ничего революционного. Дал оценку всему происходящему в спорте. Без радикальных крайностей — так, как мы все друг с другом говорим. Но этого оказалось достаточно, чтобы тренера, который больше других сделал для того, чтобы мы узнали об этом действующем лице — ФК «Акрон», выкинули с работы. Тренера, который идет на третьем месте в первой лиге, то есть в зоне стыковых матчей. Объяснять, почему так происходит, нет, наверное, уже никакой нужды. Все всё понимают. Никто даже грустно давно не ухмыляется — все кивают.
Думцы обещают, что на днях будет принят закон о создании независимых от федераций профессиональных лиг. Мелкие противостояния в футболе между РФС и РПЛ никогда до конфликтных стадий не выкристаллизовывались, а вот в хоккее, где ФХР имени Третьяка и КХЛ (номинальный президент лиги — двукратный чемпион мира Алексей Морозов) иногда смотрят на происходящее по-разному, но являются, по сути, двумя уравновешивающими друг друга субстанциями. Хоккеем они руководят как бы вместе: первые отвечают за национальную сборную и в целом за развитие данного вида спорта в стране, вторые — за главный командный турнир (от статуса «континентальный» там, впрочем, осталось лишь название — все разорвали связи с Россией) и за молодежку. Иногда ФХР принимает какие-то абсолютно безумные и оторванные от жизни решения — как, например, ужесточение лимита на легионеров в прошлом году, но КХЛ соглашается: на такие мелочи, которые еще сильнее опускают качество игры, уже давно никто не обращает внимания.
За хоккеем не все болельщики следят внимательно. Если в футболе еще какие-то аутсайдеры готовы временами играть с нами непонятно для чего проводимые товарищеские матчи, то в хоккее так уж случилось, что ровно все те, кто играть в хоккей умеет, никогда больше (ну, в обозримые сроки) соревноваться с Россией не станут. России в мировом хоккее больше нет. Даже в придуманных тренировочных турнирах — этапах Еврохоккейтура — ее не ждут: Швейцария прекрасно вписалась вместо России и в прошлом сезоне набрала даже больше очков, чем русские годом ранее.
КХЛ, конечно, скорее жива, чем умерла окончательно: проводится «Кубок Гагарина» (традиционное использование советских фетишей), проводится то, что осталось в виде осколка от так и не запустившейся на полную мощность КХЛ. Чтобы закрыть дыру от существовавшей когда-то сборной, запускают проекты полумолодежной сборной, которая играет с аналогичными «огрызками» из Белоруссии и Казахстана.
Да, есть определенное число успешных хоккеистов, кто строит карьеру в НХЛ — за океаном. И вот за них-то точно стоит порадоваться: в отличие от других видов спорта, Овечкина, Малкина, Кучерова и прочих никто не решается назвать предателями.
Вопрос стоит не в том, за Третьяком последнее слово в федерации или же он лишь ширма (принято считать, что номер один — это Роман Ротенберг), а в управленческой надстройке. В КХЛ таковой является совет директоров, председателем которого является российский бизнесмен Геннадий Тимченко (активов много, основные: «Новатэк», «Стройтрансгаз», «Трансойл», «Сибур»). В ФХР — это правление. Его председатель — Аркадий Ротенберг («Мостотрест», TPS «Авиа» и другие активы).
В советские времена лиг не было. Чемпионат СССР по хоккею проводила федерация. В постсоветские времена в турнире участвовали представители республик, ставших теперь независимыми государствами, поэтому проводила его Межнациональная хоккейная лига. Но с 1996 года ФХР вернула себе полномочия. Как известно, кто проводит чемпионат, того и тапки.
Все изменилось в 2008-м. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев выступил с инициативой создания лиги по примеру НХЛ — успешной коммерческой организации, которая проводит чемпионат без пауз и зарабатывает деньги. Его поддержал двукратный олимпийский чемпион по хоккею, а главное — на тот момент — руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов. Использование мощного административного ресурса и активные вливания «Газпрома» помогли передать организацию чемпионата от ФХР к КХЛ.
ФХР не сдавалась: она настаивала на этапах Еврохоккейтура, в частности Кубка Первого канала — вся касса ведь шла ей. Конфликт не то, чтобы не полыхал, но и не тлел точно — огонь в отношениях между Фетисовым и Третьяком был яркой иллюстрацией к отношениям между лигой и федерацией.
В 2012 году председатель совета директоров КХЛ Фетисов по собственному желанию ушел в отставку, конфликты из острой паузы переместились под ковер.
Перетянуть одеяло на себя помогали результаты на международной арене. Перед Играми-2018 МОК отстранил российскую команду из-за претензий Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) на фоне обвинений в государственной поддержке допинга в спорте. Одним из приверженцев бойкота олимпиады был советник президента России Игорь Левитин. Именно он, как принято считать, формирует позицию первого лица по наиболее злободневным спортивным темам. ФХР была не согласна, так как в течение четырех лет готовилась к Играм, но административные ресурсы Третьяка и Левитина несоразмеримы. Однако конфликта не случилось: Путин сделал заявление, что все спокойно могут ехать в Пхенчхан. Хоккейная сборная «Олимпийские атлеты из России» выиграла, ФХР праздновала успех, Третьяк ходил королем, Ротенберг-младший ликовал, выступая с презентациями о «красной машине» — все это повлияло на резкое укрепление позиций ФХР. КХЛ испытала шок и потрясение.
Лига затаилась, поняв, что надо набраться терпения. Олимпийского терпения, чемпионского. Оно и пришло на помощь. На чемпионате мира-2021 в Латвии россияне даже не пробились в тройку сильнейших. Тут же от должности главы штаба сборной был отстранен Роман Ротенберг. Федерация назначила тренером Олега Знарка. Однако Тимченко & Левитин уже через полтора, два дня отстранили Знарка и назначили своего кандидата — им стал олимпийский чемпион-1992 Алексей Жамнов. Генеральным менеджером стал двукратный чемпион мира Илья Ковальчук. Их штаб не смог повторить успех четырехлетней давности — в финале россияне при блеклой игре уступили Финляндии (1:2). Третьяк, правда, не приходя в сознание, все равно рапортовал сразу за две Олимпиады: «Ни одна из стран не добилась такого успеха по сумме двух последних олимпиад: золото и пьедестал».
Олимпийский финал был 20-го февраля. А 24-го случилось то, что на многие годы отцепило российский хоккей от мирового. На сколько именно — покажет жизнь. Но минимум три чемпионата мира — с 2022 по 2024 годы — Россия точно пропускает.
Нет мировых турниров для России — значит, нет и работы по подготовке сборной. В хоккее все намного прагматичнее, чем в футболе. Это у подопечных Карпина есть необходимость участвовать в непонятном политическом проекте под девизом: «А вдруг нас вернут назад, а у нас нет сборной!» В хоккее никто не будет делать пауз ради пустой траты денег. Поэтому чем занимается ФХР, кроме гордой «работы по подготовке резерва», мало кто понимает. Третьяк постоянно озвучивает цифры по количеству катков на душу населения, утверждая, что Америку в России давно уже догнали и перегнали. Никита Сергеевич Хрущев точно в гробу переворачивается.
КХЛ, конечно, работает с осколками прежней роскоши — уже никто не вспоминает, что на старте, в 2008-м, было объявлено, что с 2009-го в «регулярке» стартуют команды из Берлина, Лондона и Милана. В кулуарах шутили, что выбор городов продиктован желанием жен топ-менеджеров посещать модные распродажи, которыми именно эта троица славится. Кризис планам помешал. В последние года три говорили про клуб из Эмиратов. Но пока даже численность в КХЛ все ниже и ниже: с 29 на пике в последние два сезона — 22 и 23 соответственно.
Деньги КХЛ перечисляет клубам смешные. Максимальная выплата одному клубу (ЦСКА) в 56 миллионов рублей ниже зарплат многих хоккеистов — у «армейцев» шестеро получают больше!
Зачем нужны нынешние новации? Что дополнительно хочет КХЛ взять под контроль? Убрать лимит на легионеров? Но сегодня — при необходимости экономить — это не имеет уже никакого значения. Сильнейшие сюда не поедут, у них есть НХЛ. «Почти сильнейшие» не поедут, потому что это Россия — получишь предъяву от своей федерации. Поэтому сравниваться с НХЛ бессмысленно. НХЛ — это другая планета. По экономике в первую очередь.
В любом случае, аппаратных игр в хоккее станет только больше. С точки зрения хоккея трансферных возможностей, поначалу станет лучше и проще: в КХЛ потянутся хоккеисты, выступающие в Северной Америке, причем не из НХЛ, а из второсортных лиг, а молодые российские хоккеисты, наоборот, поедут искать счастья на другой стороне Атлантического океана, и эта тенденция отъезда начнется с раннего юношеского возраста. Это было бы правильно и хорошо. Нот этого точно сделать не дадут. Потому что как иначе выполнить поручение первого лица разобраться с «дельцами, увозящими нашу хоккейную молодежь в США и Канаду»?
При этом на международной арене КХЛ дров уже наломала. Опыт имеется. Из-за позиции КХЛ и ЦСКА по вратарю Ивану Федотову напрочь испорчены отношения с Международной федерацией хоккея.
Минспорт не вмешивается — Олег Матыцин умеет выжидать, чтобы потом оказаться на стороне победителя.
«Лента» писала: «Главный человек в КХЛ — Геннадий Тимченко, в ФХР — Аркадий Ротенберг. О спорах между ними было доложено президенту РФ Владимиру Путину и тот поручил разрешить их Владимиру Потанину при участии советника президента Игоря Левитина. Однако Левитин вступил в сговор с Тимченко и теперь сам, без Потанина докладывает первому лицу, преподнося все так, как выгодно главе КХЛ». Утверждать, так ли это, мы, конечно, не беремся. И вряд ли когда-то узнаем всю правду досконально. Но факт остается фактом: положение хоккея в России все печальнее и печальнее.
Когда хоккей не стал для тебя любовью, а является лишь возможностью заслужить одобрение со стороны власти, или, как это принято называть, получить политические дивиденды. Решение принято. Впереди развал хоккея в России a la девяностые.
Николай Яременко