Судьба льготной ипотеки повисла в воздухе: до 1 июля 2024 года она все еще будет действовать, но что будет дальше, неизвестно. Вовсе не исключено, что программа продолжит существовать в том или ином виде и после этой даты (на это намекал, в частности, министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин).
Почему ипотека является таким раздражителем для властей?
Слишком большая нагрузка на бюджет — увеличиваются бюджетные расходы на реализацию льготных ипотечных программ, так как приходится компенсировать банкам разницу между величиной процента по льготной ипотеке и ключевой ставкой. Выглядит это так: оператору программ под названием «Дом.рф» предоставляются субсидии, затем он уже возмещает банкам недополученные доходы по жилищным кредитам, выданным по сниженной ставке.
Еще в конце сентября сообщалось, что расходы на льготную и семейную ипотеку в 2024 году возрастут почти в четыре раза — с 119,4 млрд рублей, запланированных действующим законом о бюджете, до 453,8 млрд рублей. Основные причины увеличения расходов — повышение процентных ставок и рост выдачи льготной ипотеки. Да, после рекордного роста ипотечных кредитов в сентябре (+4,2%) в октябре они замедлились до +2,9% — но это все равно выше среднемесячного прироста за 1п23 (+1,8%).
Впрочем, оценки расходов на 2024 год в размере 453,8 млрд рублей скорее занижены, поскольку тогда процентная ставка составляла 13%. Нынче ставка — 15%, и не факт, что цикл ужесточения ДКП завершен (ждем заседание 15 декабря).
Каковы альтернативы действующей льготной ипотеке?
• Ввести дифференцированную ставку по ипотеке в зависимости от региона. Понятно, что субсидировать ипотеку в Москве, Московской области, Питере и ряде других крупных городов (условные Краснодар, Казань) не имеет смысла — в этих местах спрос и так превышает предложение (Москва не резиновая и все такое). Но и тут есть проблема. Доходное неравенство между регионами составляет небольшую часть общего неравенства в доходах. Настоящий разрыв доходов — внутри самих регионов. А это значит, что льготная ипотека сохранит свой главный недостаток: регрессивный механизм, когда платят и бедные, и богатые, но выигрывают те, у кого доходы выше.
• Перенаправить средства от льготной ипотеки на увеличение материнского капитала при рождении второго ребенка в размере 1 млн рублей, при рождении третьего — 1,5 млн (но это в идеале, конечно). На это потребуетсяоколо 700-900 млрд рублей в год.
• Развивать рынок арендного жилья.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»