Росстат опубликовал индекс потребительских цен: с 21 по 27 ноября 2023 года он составил 100,33%. Среди продуктов питания лидером по росту цен ожидаемо оказались куриные яйца, которые продолжили дорожать, прибавив 4,4%. Однако в трети российских регионов цены росли опережающими темпами — на 5,1-11,9%.
По остальным дорожавшим продуктам, кроме овощей и фруктов, рост составил от 0,6% до 0,1%. Плодоовощная продукция прибавила в среднем 1,9%. При этом цены на огурцы подросли на 9,7%, на помидоры — на 1,4%. Дешевле стали сахар-песок, морковь, гречка, пшено и вермишель.
Между тем в сегменте непродовольственных товаров цены практически не изменились. Немного подорожали строительные товары и дизельное топливо, замедлился рост цен на легковые автомобили, немного подешевели электро- и бытовые приборы (-0,28%), а также бензин (-0,12%).
Незначительный рост — 0,72% — показали регулируемые туристические и бытовые услуги. Картину испортило подорожание авиабилетов на внутрироссийские перевозки (5,5%), хотя продолжили дешеветь услуги гостиниц, а рост цен на бытовые услуги замедлился на 0,34%.
В подорожании авиабилетов особой загадки нет — оно связано с приближением новогодних праздников. Динамическое ценообразование четко реагирует на повышенный спрос и уменьшение количества доступных билетов по наиболее востребованным среди покупателей направлениям.
Что касается роста цен на яйца, то его пока удалось лишь несколько замедлить, но не остановить. Хотя попытки предпринимаются серьезные. И неудивительно: по данным Росстата, с начала года яйца подорожали почти на четверть, обогнав по динамике роста мясо кур, стоимость которого ранее побила исторические рекорды.
В конце октября ситуация с ценами на продукты птицеводства вышла на президентский уровень. Также к делу подключилась Федеральная антимонопольная служба, потребовавшая от производителей пояснить, по какому принципу происходит формирование цен, а затем инициировавшая антикартельные проверки в отношении целого ряда производителей яиц и куриного мяса.
В Минсельхозе ситуацию объяснили снижением производства и подорожанием доллара. Как считают в министерстве, сложились условия, способствующие «чрезмерной привлекательности вывоза данной продукции по сравнению с поставками на внутренний рынок». В связи с этим были анонсированы частичное ограничение экспорта мяса кур и яиц с 1 декабря по 31 мая 2024 года и беспошлинный ввоз в страну в 2024 году до 160 тыс. тонн курятины. Кроме того, совместно с Минпромторгом будет вестись работа по стимулированию производителей и ритейлеров к заключению долгосрочных договоров: ожидается, что это позволит обеспечить прогнозируемые объемы поставок и приемлемые цены в рознице.
У производителей объяснения свои — они указывают на подорожание зерна и перевозок, сложности с доступностью иностранных вакцин и обслуживанием импортного оборудования. Кроме этого, на ряде предприятий фиксировались вспышки птичьего гриппа, сказавшиеся в том числе на поголовье несушек, способных производить «яйца-эмбрионы».
Очевидно, что в итоге с ситуацией удастся справиться, но пока полки магазинов не радуют ни ценниками, ни привычным ассортиментом. Кроме того, «непокорные» яйца и сезонные авиабилеты умудрились ускорить недельную инфляцию до 0,33%, а в годовом выражении — до 7,54%.
Между тем, как заявил по результатам очередного ежемесячного опроса населения Центробанк, наблюдаемая россиянами инфляция повысилась в ноябре до 15,1% (в октябре этот показатель был ниже на 1,2 п. п.) Как поясняет регулятор, наблюдаемая инфляция почти всегда выше фактической — люди, видя скачок цен на определенные товары, ассоциируют с ним общий уровень инфляции. Как следует из опроса ООО «инФОМ», в ноябре все респонденты в первую очередь «указывали на удорожание мяса, птицы и яиц». Причем обеспокоенность динамикой цен на эти продукты стала максимальной за год. Кроме этого, возросли показатели ожидаемой инфляции на ближайшие 12 месяцев, увеличившись по сравнению с октябрем на 1.0 п. п. — до 12,2%.
Для регулятора данные показатели являются важными: именно инфляционные ожидания в итоге оказывают влияние на экономическую активность граждан, а значит — определяют будущую устойчивую инфляцию. Между тем повышение инфляционных ожиданий в ноябре сопровождалось заметным ростом потребления. По данным опроса, число россиян, предпочитающих не откладывать свободные деньги, а тратить их на приобретение дорогостоящих товаров, увеличилось до 30,6% (+5,2 п. п. к октябрю). Количество тех, кто предпочитает сберегать, снизилось до 51,3% (-4,0 п. п. к октябрю).
При этом, как следует из только что опубликованного обзора Минэкономразвития, за 10 месяцев потребительская активность по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросла на 5,3%, а кредитование населения (по потребительским и ипотечным кредитам) ускорилось до 23,8% г/г.
В Петербурге, по данным Северо-Западного главного управления Центробанка РФ, в октябре годовая инфляция ускорилась до 6,1% после 5,5% в сентябре. Главная причина — превышающий предложение спрос на товары и услуги. Рост цен отмечается как в продовольственном и непродовольственном сегментах, так и в услугах — впервые с мая 2023 года.
Примечательно, что Центробанк в качестве причин октябрьского повышения ключевой ставки называл, в частности, устойчивое увеличение внутреннего спроса, превышающее возможности расширения производства товаров и услуг, а также повышенный уровень инфляционных ожиданий.
«По итогам года Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 7,5%, а Центробанк — в диапазоне 7-7,5%. В 2024 году, по мнению регулятора, благодаря проводимой денежно-кредитной политике годовая инфляция в 2024 году снизится до 4,0–4,5%, а в дальнейшем будет составлять около 4%. Исходя из этих прогнозов, а также учитывая последние отчеты Росстата, Минэка и замеры уровня инфляционных ожиданий, сценарий, по которому Центробанк на декабрьском заседании вновь пойдет на увеличение ключевой ставки, становится все более вероятным», — высказал «РосБалту» мнение финансовый консультант Илья Демщиков.
Мария Осадчая