Posted 28 ноября 2023, 15:00
Published 28 ноября 2023, 15:00
Modified 1 февраля, 20:45
Updated 1 февраля, 20:45
Постепенно складывается инерционный набор кандидатов от оппозиции на президентских выборах.
Геннадий Зюганов дал понять, что может сам пойти на выборы от КПРФ. В следующем году Зюганову исполняется 80 лет, партия все больше концентрирует внимание на политически безопасных сюжетах, связанных с ностальгическими воспоминаниями о советской истории. Молодежи это неинтересно, но для партии комфортно, так как признание величия СССР не просто нравится партийным избирателям старшего возраста, но и является консенсусным для всего актива КПРФ, вне зависимости от возраста и отношения к современным политическим событиям. Кандидатура Зюганова, уже неспособного вызвать какие-либо сильные эмоции, но органичная и естественная для партии, будет означать ориентацию КПРФ на спокойную кампанию.
Столь же естественный кандидат от ЛДПР — Леонид Слуцкий как официальный преемник Владимира Жириновского. От него также не приходится ожидать никаких сенсаций. Теоретически он мог бы побороться с кандидатом от КПРФ за второе место, но есть проблема. Коммунистический электорат куда более идеологичен (ядро) и протестен (периферия), чем электорат ЛДПР. Еще при Жириновском наблюдался процесс, при котором избиратели, голосовавшие за партию на думских выборах, «перетекали» к кандидату от власти на выборах президента. Российский избиратель привык на президентских выборах голосовать исходя из того, что его голос влияет на судьбу страны — те, кто считает иначе, пополняют ряды абсентеистов. Многие избиратели ЛДПР исходят из того, что можно «самовыразиться» на куда менее значимых думских выборах, а на президентских надо быть государственниками.
Единственная интрига, не меняющая инерционного набора, — что будет предложено модернистскому электорату. Только ли кандидат от «Новых людей», или еще и Григорий Явлинский. В случае участия кандидата от «Яблока» в выборах инерционный сценарий сохранится, так как Явлинский также неспособен вызвать эмоций, что проявилось уже в 2018-м, когда он воспринимался как человек из прошлого и получил 1,05% голосов. За шесть лет восприятие его персоны не изменилось. Так что вопрос лишь в том, будут ли участниками выборов только представители партий, находящихся в консенсусе по поводу СВО, или же к ним добавится критик, заведомо неспособный мобилизовать негативно относящихся к СВО избирателей.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co