Интересную статистику по валютным поступлениям на счета экспортеров озвучила на круглом столе в Совете Федерации директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова. На сентябрь 2023 года основными валютами для экспортеров стали юань и рубль.
Главная новость состоит не в том, кто победил бакс и евро, а насколько снизились обороты в «грязных зеленых бумажках». Так, по данным ЦБ РФ, доля «токсичных» валют в выручке 30 крупнейших экспортеров снизилась до 17%, тогда как на начало 2022 года их доля составляла 96%.
По мнению представителя регулятора, чем больше экспортеры транзачят в дружественных валютах, тем менее для них опасны западные санкции. Правда, в таком случае хотелось бы более подробной статистики именно по валютному разнообразию — сколько объемов валютной выручки поступает в юанях, в других валютах и в рублях, чтобы можно было понять уровень санкционной безопасности для экономики.
Мы с вами помним, что с условными индийскими рупиями все идет не так гладко, а переход на юани — это, по сути, смена валюты, от которой зависит экономика. И тот факт, что в каком-то смысле рисков от санкций со стороны Запада стало меньше, говорит о том, что выросли риски в Азии, потому как разные ситуации могут быть и разные санкции бывают, а мы тут все в юанях.
Такая статистка говорит нам еще и о том, что бакс и евро становятся действительно редкими птицами на внутреннем валютном рынке. И хоть большинство из нас все еще опирается на доллар и евро в вопросе формирования валютных накоплений, количество их в системе сокращается, а значит — растет риск высокой волатильности из-за сниженной ликвидности. Проще говоря, стабильность таких накоплений под вопросом.
Юань в этих условиях, наоборот, становится более ликвидным инструментом — и в теории менее волатильным и рисковым. Но юань доллару не ровня, и такой предсказуемости, как когда-то от баксов, от наших накоплений в юанях мы получить не можем. Юань подстраивается под нужды Китая, а вот США давно потеряли возможность тонко подстраивать доллар под свои нужды. И если ЦБ Китая примет решение девальвировать юань, то мы с этим ничего поделать не сможем.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»