В Санкт-Петербурге прошел первый интенсивный снегопад и городские службы, ответственные за уборку улиц, впервые в этом году опробовали свои силы.
«Отработали на оценку „хорошо“. Снег шел достаточно интенсивно, так что количество нашей техники на линии не снижалось ни днем, ни ночью. Некоторые наши сотрудники отработали день, отдохнули и остались опять на ночь. Входим в режим работы в таком напряженном графике, выкладываемся на полную катушку», — рассказал в пятницу журналистам директор Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия «Центр» Егор Пащенко. Это одна из старейших организаций такого профиля в Петербурге, которая отвечает за поддержание чистоты улиц в историческом центре города.
Каждый раз начало зимнего сезона в одном из самых северных мегаполисов мира становится поводом для того, чтобы обсудить насколько быстро и качественно его улицы очищаются от снега и льда. Чтобы повседневная жизнь пятимиллионного Петербурга не останавливалась, городские власти уделяют повышенное внимание работе дорожных служб. Именно они ответственны за то, чтобы водители могли спокойно проехать по улицам, не застряв в снегу, а пешеходам не приходилось тонуть в сугробах или скользить по гололеду с риском завершить незапланированный фигурный пируэт на больничной койке.
При этом если вы не видите дорожную технику, этот вовсе не значит, что ее нет или она бездействует. Специализированным машинам и грузовикам, вывозящим снег, нет никакого смысла загромождать улицы в то время, когда они и без того переполнены транспортом — в час пик дороги никто не убирает, потому что это попросту неэффективно.
Вместе с тем, работа не прекращается круглосуточно — уборка производится в две смены продолжительностью 12 часов, которые начинаются в 8:00 и 20:00. Самые важные задачи решаются в ночную смену — до наступления утра важно максимально очистить улицы и выполнить обработку проезжей части, тротуаров, остановок общественного транспорта, чтобы жители могли без проблем начать свой рабочий день. Например, 24 ноября в ночную смену только ГУДП «Центр» вывел на маршруты 287 единиц техники.
Затем наступает следующий этап — перед началом интенсивного движения улицы посыпают либо солью, либо реагентами таким образом, чтобы идущий поток машин равномерно распределил их по максимальной площади. Наконец, когда интенсивность движения стихает, улицы очищаются от «обезвреженных» снега и льда.
Их отвозят на специальные снегоплавильные и снегоприемные пункты — ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» эксплуатирует таких 18 объектов, которые в общей сложности способны переработать 101500 куб. м. снега. «Все пункты работают круглосуточно, к приему снега мы готовы», — рассказала заместитель директора филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» Юлия Азовцева. По ее словам, 24 ноября снегоплавильные пункты города уже приняли более 1000 куб. м. снега.
Впрочем, уборка улиц ведется не для того, чтобы отчитаться об объемах. Безопасность людей — главная задача. Именно поэтому так важна борьба с гололедом, представляющим особую угрозу здоровью, а подчас даже и жизни.
Петербуржцам хорошо известны капризы городской погоды, особенно когда зима только набирает силу, и температура воздуха может несколько раз подряд «переходить через ноль». Добавьте к этому привычные для Питера в эту пору дождь, мокрый снег или все сразу вместе — и вот идеальные условия, чтобы дороги и тротуары превратились в каток, по которому скользят машины и пешеходы. Одним только песком бороться с этой напастью бесполезно, вот для чего необходимы специализированные реагенты.
В рамках проводящийся реформы город закупил уборочную технику на 4 млрд рублей. Для эффективной и качественной работы зимой, включая очистку территории парков и скверов, жилищные агентства города, в частности, приобрели 1234 единицы техники, а также 1057 средств малой механизации. Дополнительно планируется закупка еще 271 единицы техники, которая, в том числе, предназначена для более тщательной уборки тротуаров.
В работе по очистке города задействованы в прямом смысле слова космические технологии — все тракторы и мотоблоки подключены к системе спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая позволяет детально отслеживать их передвижение и при необходимости вносить необходимые коррективы.
При этом в городе создано 6 тыс. новых рабочих мест для дворников и механизаторов, которым предлагаются зарплаты на уровне или выше рынка. Это одна из причин, по которым 80% этих вакансий было занято жителями Петербурга. Более комфортными удалость сделать и условия труда — предоставляется удобная форменная одежда, а также служебные помещения для отдыха.
Тем не менее, как отметил Егор Пащенко, в возглавляемом им ГУДП «Центр», штат которого насчитывает более 1000 водителей и трактористов, не хватает еще 970 работников. «Даже при среднем уровне заработной платы от 82 тыс. до 110 тыс. рублей в месяц мы по-прежнему испытываем кадровый голод, особенно это касается нехватки механизаторов и водителей большегрузного транспорта. Только из-за этого на дороги не выходит вся техника, которая у нас имеется. На данный момент задействовано примерно 50% от общего парка», — рассказал глава дорожного предприятия.
Борис Мартынов
Фото — пресс-служба вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Разумишкина.