Уважаемый Илья Гращенков пишет о невозможности создания универсальной идеологии для российского общества (как и любой идеологии вообще), потому что отказ от всех остальных идей в пользу какой-то одной неизбежно приведет к «конфликту верований». И в этом я с ним совершенно согласен.
Но я рискну пойти дальше и заявить, что идеология России на нынешнем этапе в принципе совсем не нужна. По большому счету последняя рабочая идеология в нашей стране закончилась вместе с крахом СССР. А предшествовавшая ей звучала как «православие, самодержавие, народность». Как видим, между появлением жизнеспособных символических конструкций народного самосознания в России проходит приличное количество времени. Вероятно, это такой же естественный процесс, как внутриутробное развитие ребенка — его нельзя сократить до желаемых сроков, приходится ожидать.
Что делать в промежутке? Заменять смыслы действиями. Эпоху между «нулевыми» и «десятыми» сейчас многие оценивают как наиболее стабильное, спокойное и благополучное время. Была ли у нас тогда идеология? Нет. Просто деньги от нефтегазового экспорта были направлены в экономику, восстановились графики выплаты зарплат и пенсий, начались позитивные подвижки в образовании и медицине. И люди потихоньку естественным путем перешли от выживания к жизни. Что, кстати, проявилось в тех самых демографических трендах, которые сейчас стали предметов кровавой битвы. Оказывается, заниматься восстановлением экономики и производственной базы можно было без символов и смыслов, а в качестве мотивации для обывателя вполне сгодился стабильный кусок хлеба с маслом на обеденным столе.
Стоит над этим задуматься.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»