Posted 22 ноября 2023, 11:18
Published 22 ноября 2023, 11:18
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
На интересную штуку наткнулся в новостной ленте: оказывается, в Санкт-Петербурге планируют рассмотреть проект нового Триумфального столпа. Не то чтобы старый — на Дворцовой площади — не устраивает. Просто власти считают, что надо жить по принципу: больше столпов, хороших и разных. Опять не дает покоя многострадальная Лахта. Здешний столп будет почти в два раза выше привычной глазу петербуржца и туриста Александровской колонны.
Рассмотрение проекта пройдет сегодня в комитете по градостроительству и архитектуре правительства города. Информация об этом — на сайте ведомства. Аккурат после рассмотрения вопросов о двух жилых комплексах и перед вопросом о вывесках на одном из торговых центров в анонсе значится: «Установка памятного знака „Триумфальный столп в честь победы России в Северной войне“ по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, Приморское шоссе, участок 62». Инициатор — «Фонд поддержки культурных инициатив Газпрома».
Судя по картинкам, которые ранее всплывали в пабликах, высота столпа должна составить 82 метра. Для сравнения: Александровская колонна на Дворцовой площади — 47,5 метра, а монумент независимости Украины в Киеве — 62 метра. То есть победим в гигантомании и собственную историю, и заодно — соседскую.
Если серьезно, то внимание к своей истории — дело благородное, имеющее отношение к корням. Тем более что при Советах вся история до 1917 года считалась фактически историей совсем иного государства — новое-то вело отсчет лишь с выстрела «Авроры». Но почему логичное внимание ко всему, что было, сопрягается с парадом сомнительных дат и странных увековечиваний? Что спустя десятилетия будут говорить горожане и те же туристы?
В Москве к ее 850-летию поставили стометрового Петра. Да, если кто забыл, то Петр I — москвич, хотя «город Петра» находится севернее. Сегодня он на стрелке Васильевского острова уже как-то примелькался, а многие и вовсе научились его не замечать. Но в целом это памятник не петровской эпохе, а лужковской. Юрий Михайлович любил Москву, но иногда ведь любовь бывает немного неуклюжей. Любишь барышню, но постоянно приносишь не те цветы, что ей нравятся, не те подарки, что она хочет.
Нет уже Лужкова, а памятник еще долго простоит. Памятники вообще, как правило, переживают своих идеологов. И всегда являются напоминанием об эпохе. Страдающий и рефлексирующий Гоголь оказался задвинут во двор, а на его арбатском месте появился сияющий от счастья сатирик, ухмыляющийся по поводу пороков царской России. Разумеется, с нелепой надписью «Гоголю от Советского правительства».
И вот о чем в каком-нибудь XXII веке будут говорить люди, которые посмотрят на лахтинский столп? Не о победе над шведами (во время Северной войны случилась увековеченная в литературе Полтава, но в целом это были два с лишним десятка лет, в которые многие страны то входили, то выходили из войны, а финальные мирные договоры заключались и вовсе без участия России), а о когда-то существовавшем «Газпроме», который, пока еще были не выкачаны до конца из недр земных нефть и газ, отметился среди прочих инициатив вот таким странным памятником.
Еще много событий прошлого могло бы быть отмечено столпами-рекордсменами. Победы над половцами и печенегами до сих пор без своего памятника. Но у нас не так много «Газпромов»…
И последнее. Петр I, чью победу собираются увековечить столь дорогим способом, был человеком глубоко практичным. Вы легко можете себе представить, как он сам отреагировал бы на подобную новость. Тут же пересчитал бы на количество кораблей или пушечных ядер, которые на эти деньги можно отлить…
Николай Яременко