Я не верю, если честно, что перекрытия границ — как говорят, чисто техническая проблема. Есть, конечно, именно политические решения, которые идут в русле потока санкций: сначала нельзя россиянам ездить по визам — только если есть ВНЖ, потом нельзя россиянам ездить на машинах с русскими номерами и т. д. Рано или поздно логика процесса приведет к тому, что легче закрыть границы и вообще забыть о «проблеме».
О каких, например, неконтролируемых мигрантах, бегущих через Россию, говорится в заявлении финской стороны? Они все именно в последние дни или недели стремительно через Россию в Финляндию ломанулись? Почему на это не реагировали раньше? Или речь идет о сборной Кубы, которая прилетела аккурат в эти дни в футбол играть? Да вряд ли: их ведь на днях уже кроссовками одарили, зачем теперь из России бежать?
При этом ведь действия разнонаправленные происходят с обеих сторон. Россия почему-то собирается 1 февраля 2024 года закрыть знаменитый «мост дружбы», который соединяет эстонскую Нарву и российский Ивангород. Мол, срочно требуется трехлетняя реконструкция — иначе появится угроза автомобильному движению. Причем пешеходный пункт пересечения границы через этот же мост останется. Однако ровно полгода назад находящийся в той же Нарве другой, уже чисто пешеходный пункт пропуска был закрыт.
17 ноября на «Мост дружбы» эстонская сторона завезла «зубы дракона» — те самые, что не дают проехать танкам. То есть взаимное недоверие уже достигло какой-то крайней точки, и нет пока оснований считать, что ситуация изменится.
Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ, главный редактор ИА «РосБалт»