Вчера весь мир узнал, что у Аргентины будет новый президент. Для нас этот случай интересен тем, что страну возглавил опытный экономист Хавьер Милей, который много лет преподавал в крупном ВУЗе и был экономическим советником разных политиков.
Хавьер — ярый либертарианец и анархокапиталист (анкап). Если эти два слова вам ни о чем не говорят, то дам небольшую справку: либертарианство — это и политическая идеология, и определенный философский взгляд на жизнь, который подразумевает максимальную свободу и минимальное вмешательство государства в жизнь человека. С экономической точки зрения сторонники анкапа выступают за ликвидацию государства в пользу свободных рыночных отношений. В таком обществе суды, образование, здравоохранение, коммунальные службы, полиция и так далее работают как частные структуры. Самыми известными анархокапиталистами и либертарианцами в экономике были представители австрийской экономической школы.
Но давайте обсудим основные экономические идеи Хавьера, которые привели его на место руководителя страны. Главная проблема Аргентины — инфляция в 140% за последние 12 месяцев. Проблема с инфляцией в этой стране имеет хронический характер, и показателями в 50-80% уже давно никого не удивить. Такие темпы роста цен наблюдаются в Аргентине потому, что государственный бюджет регулярно формируется с дефицитом, то есть расходов больше, чем доходов, а финансировать этот дефицит можно только за счет эмиссии аргентинских песо. Сокращать госаппарат в этой латиноамериканской стране никто не хотел, а в долг брать не получается из-за регулярных дефолтов — вот руководителям страны ничего и не оставалось, кроме как печатать деньги.
Милей пришел к власти с идеей о том, что чиновничий аппарат и даже центральный банк должны быть частично упразднены. В случае с ЦБ Хавьер ожидает его полного закрытия, вместе с тем пропадет и возможность печатать новые деньги. Чтобы выйти из порочного круга постоянной эмиссии и дыр в бюджете, Хавьер планирует отказаться от песо, который, по его словам, не годится даже для удобрения земли, и вместо него ввести в оборот американский доллар. Да, так можно — и так уже живут Сальвадор и Эквадор.
Правда, здесь и сейчас у Аргентины нет столько долларов, чтобы заменить песо — резервы страны почти нулевые, а занять доллары никто не даст. Тут новый президент ожидает, что долларизация пройдет за счет местного населения, которое из-под матрасов достанет заначку и будет платить ей налоги.
К слову, экономика может перейти на валюту другой страны, но в таком случае у местного регулятора пропадает возможность самостоятельно управлять денежно-кредитной политикой, и в такой экономике придется повторять все решения американской ФРС.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»