По мере приближения всеобщих выборов на Тайване политическая ситуация становится все более интересной на этом острове, который вместе с Украиной и Израилем-Газой остается потенциальным очагом конфликта глобальных масштабов.
Сегодня руководство двух основных местных оппозиционных партий объявило о решении выдвинуть единого кандидата на пост президента — его предполагается определить (внимание!) на основании данных последних опросов общественного мнения. Со своей стороны, конфликтующая с КНР правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП) заявила, что усматривает руку Пекина в демарше своих политических противников. При этом на острове некоторые утверждают, что и США были бы не против смены власти на Тайване.
Вопрос об отношениях с КНР — в центре внимания все более накаляющейся кампании перед выборами 13 января, в ходе которых будут разом избраны и президент, и новый состав однопалатного парламента Тайваня. Фаворитом гонки, по всем исследованиям общественного мнения, неизменно идет лидер правящей партии и вице-президент Лай Циндэ. Он, бесспорно, одержит победу, если его соперники будут бороться с ним в одиночку.
Чтобы поломать такую ситуацию, оппозиционные кандидаты с прошлого месяца ведут консультации о сотрудничестве. Это лидер относительно недавно созданной популистской Тайваньской народной партии Ко Вэньчжэ и Хоу Юи — кандидат от Гоминьдана, самой старой партии не только Тайваня, но и всего Китая, которая в 30-40-х годах прошлого века руководила борьбой с японской агрессией в качестве главной власти в Китайской республике. Ее лидер генералиссимус Чан Кайши проиграл в гражданской войне с коммунистами Мао Цзэдуна и со сторонниками бежал на Тайвань, до которого после провозглашения КНР сжалась территория Китайской республики.
По опросам, шансы популиста из Тайваньской народной партии несколько выше, чем у Гоминьдана. Однако его представитель отказался уступать первенство: еще бы — старейшая партия со славной историей, творец экономического чуда на Тайване. Однако сегодня Гоминьдан неожиданно согласился на тот вариант, который ранее отвергался. Единым кандидатом станет тот, кто будет лидировать по опросам, проводимым с 7 по 17 ноября. Оба представителя оппозиции, кстати, выступают за диалог и налаживание отношений с Пекином, а Гоминьдан так и вообще признает принцип «единого Китая». К тому же в последнее время он имеет весьма неплохие отношения с КНР, своими былыми врагами по гражданской войне.
Это создает угрозу для позиций кандидата от правящей Демократической прогрессивной партии, которая жестко настроена в отношении Пекина и отвергает формулу объединения по схеме «одна страна — две системы». КНР, со своей стороны, обвиняет ДПП в сепаратизме и намерении отказаться от наименования «Китайская республика», провозгласив суверенную Республику Тайвань. В этом случае КНР угрожает применить военную силу против сторонников независимости.
Правящая на Тайване партия сегодня обнародовала заявление, в котором утверждает, что неожиданное решение о выдвижении единого кандидата от оппозиции было принято под диктовку Пекина. Она ссылается на то, что непосредственно перед этим в КНР ездил высокопоставленный эмиссар Гоминьдана, которому, мол, и были даны такие инструкции. Обвинения, конечно, решительно отвергаются. При этом на Тайване некоторые эксперты открыто утверждают, что администрация президента США Джо Байдена тоже якобы не против победы единого кандидата от оппозиции. Это привело бы к смягчению напряженности в зоне Тайваня и позволило бы Вашингтону сконцентрироваться на Украине и Израиле.
Василий Головнин, журналист