Posted 15 ноября 2023, 13:58
Published 15 ноября 2023, 13:58
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Когда я лет 30 назад учился в школе, у нас, конечно, никаких смартфонов, вроде бы отвлекающих от получения знаний, не было. Поэтому на уроках, которые казались скучными, мы били учебниками по голове впереди сидящих и плевались бумажками через разобранные шариковые ручки. Наверное, тогда оппозиционная исполнительной власти Госдума за бесконечными попытками отправить в отставку президента и правительство просто не дошла до рассмотрения закона о запрете использовать ручки для плевков. Однако сейчас парламент все-таки решил обязать детей внимательно слушать учителя, на уровне закона заставив их сдавать смартфоны в специальные шкафчики.
Второй причиной нововведения называется борьба со съемкой учителей на камеру. Тут я вспомнил, как меня пыталась наставить на путь истинный бабушка, рассказывавшая о своем школьном опыте 20-х годов прошлого века. Тогда дети тоже лупили друг друга по голове учебниками, однако учителя в ответ били их линейками. Конечно, будь у школьников той эпохи камеры, педагоги использовали бы более гуманные методы воспитания.
Но если подумать, то зачем хорошему учителю, который интересно ведет уроки, бояться, что видео с ним выложат в интернет? Наоборот, это станет для него пиаром и поможет получить статус лидера мнений. Однако таких учителей, видимо, меньшинство. И проблема тут точно не в смартфонах. Как и в случае, когда работники образовательной сферы сами выкладывают в личных аккаунтах свои фото и видео с пузырем водки или в голом виде.
Проблема в том, что у нас педагогике обучают примерно как в 80-е годы прошлого века. А затем педагоги начинают сами работать «по старинке» — и в этой конструкции, конечно, места гаджетам нет, ибо они не интегрированы ни в работу учителя, ни в образовательные программы.
Зато я с удивлением узнал, что теперь на ОГЭ по математике за 9 класс можно брать с собой калькулятор. Мне казалось, что его уже минимум лет двадцать используют. Но оказалось, что нет, поэтому детям в XXI веке на экзамене приходилось считать в столбик. Кто из вас, признайтесь честно, в последние лет десять считал в столбик? Зачем это нужно детям, которые на экзамене и так находятся в жутком стрессе?
И вот эта закостенелость школьного образования мешает его развитию не меньше, чем идеологизация.
Знаю реальную историю, как один дедушка лет 70-ти спрашивал соседского первоклассника о том, на каком расстоянии от Земли находится Луна. И очень удивлялся, что об этом не рассказывают в первом классе. А когда он узнал, что теперь ребенок может за полминуты даже при нестабильном интернете получить почти любую необходимую информацию в смартфоне, то, похоже, даже не понял, о чем речь.
Собственно, этот дедушка не так далек от современных методов школьного образования. Детям по-прежнему приходится отвечать на массу вопросов по памяти. А еще, например, учить для ЕГЭ кучу дат по истории.
Кстати, ЕГЭ много критикуют за то, что это тесты, на которые вместо учебы натаскивают детей в выпускном классе. Хотя именно ЕГЭ открыл дорогу в ведущие вузы абитуриентам из провинции, в том числе из сельской местности, что совсем недавно казалось фантастикой. Так что вопрос тут не в формате экзамена, а в его содержании. Школьников натаскивают на даты, потому что их зубрежка — основа еще советского метода преподавания истории. Но сейчас любую дату можно узнать за 15 секунд, однако куда сложнее понимать суть исторических процессов и то, как применять полученные знания на практике. Например, на истории можно давать навыки работы экскурсоводом в родном городе. Конечно дай бог один человек из нескольких тысяч выберет это своей профессией, но ведь и химиков ненамного больше, однако я до сих пор уроки в кабинете с колбами и пробирками вспоминаю с содроганием.
Увы, закон о запрете смартфонов на уроках дает понять: в ближайшем будущем школьное образование не станет ни современным, ни технологичным, а будет оставаться пережитком советской эпохи. Потому что люди от 50 лет и старше свято убеждены, что именно советское образование было лучшим в мире.
Однако все это, очевидно, приведет к тому, что школа будет все больше терять авторитет в глазах подростков, среди которых и так сильно развиты протестные настроения. При этом дома у них смартфоны никто не забирает и они могут спокойно списывать домашку из интернета. А через какое-то время и на уроках навострятся хорошенько прятать гаджеты, как это делали их предки со шпаргалками.
Вообще, если подумать, крайне странно в современном мире не учить детей в школе пользоваться этими самыми гаджетами. Конечно, найти решение задачи по математике в интернете школьник и сам без проблем сможет. Но кто ему расскажет, как не попасться на крючок мошенников, которые вымогают деньги, или провокаторов, требующих совершать поджоги, что чревато наказанием даже в десяток лет лишения свободы? В конце концов, и к порталу госуслуг надо приучать с детства, тем более что туда хотят вшить студенческие билеты и зачетные книжки.
И я даже не говорю про то, что сейчас существует множество полезных образовательных приложений, которые в игровой форме способны помочь донести до детей знания по тому или иному предмету. Более продвинутые молодые учителя, собственно, и сейчас так делают, показывая эти приложения и организуя с ними работу. Но теперь такое будет невозможно — и школа вернется к зубрежке дат и подсчетам в столбик. А в университете уже студенты по традиции на первой паре услышат о том, что надо забыть все, чему их учили в школе.
В реальности вся эта косность и нарочитый уход в советскую реальность просто обесценивает школьное образование, а вместе с ним и воспитание, которому сейчас государство старается уделять повышенное внимание, требуя от учителей пробуждать в школьниках патриотические чувства. По сути, школа превращается в место, куда детей отводят, пока родители на работе. Для исполнения ритуала в виде сдачи ЕГЭ потом нанимаются репетиторы, но это тоже имеет весьма косвенное отношение к образованию. И только если удастся поступить в хороший вуз, можно на что-то рассчитывать.
Как бы то ни было, большую часть знаний современный подросток получает не от педагогов, а из смартфона. К сожалению, российская школа при нынешнем подходе не сможет его научить этими знаниями правильно пользоваться.
Кирилл Шулика