В последние недели страшно много инициатив стали генерировать региональные власти. Губернаторы прошли сложный путь от всесильных «феодалов» (в 90-е годы и в самом начале нулевых) до ограниченных в своих возможностях и не имеющих массы прежних рычагов «технократов» (уже с 2010-х годов и, за редкими исключениями, до сегодняшнего времени). Им порой сложно найти баланс между самопиаром, эффективной деятельностью и одновременно желанием «не высовываться», чтобы не получить порцию федеральных тумаков.
Причем не надо думать, что это касается исключительно отдаленных и вроде бы незаметных для центра регионов. Во-первых, незаметных у нас нет. А во-вторых… Ну вот, скажем, до недавнего времени мэр Москвы Сергей Собянин каждое утро говорил о количестве отраженных атак беспилотников. Хотя отражать атаки — это ж дело не гражданской власти, а военных структур. Теперь вдруг с какого-то момента он об этом больше не рапортует. Почему? Больше не прилетают? Или какие-то политические договоренности переиначены?
Но губернаторы имеют куда меньший вес и куда меньше рычагов. Какие у них договоренности? И поэтому на местах хитрый способ поиска баланса превращается на деле в набор странных решений.
Почему, например, в Ярославской области запрещены плевки на улицах? Тема, конечно, полезная. Однако вряд ли воспитанию через штрафы за плевки человек может подвергаться в пределах отдельно взятой территории.
Это как желание запретить аборты в конкретном регионе. Ну, будут люди ездить в соседнюю область — иногда для этого даже много времени не нужно.
Сама идея введения всех этих новаций на местах выглядит абсурдной: если уж влезать в личную жизнь граждан, что государство делает уже давно и серьезно, то это точно не региональная, а федеральная прерогатива. Но на высших этажах власти сейчас, очевидно, не до этих вопросов.
Николай Яременко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, главный редактор ИА «РосБалт»