Предстоящий на следующей неделе в Сан-Франциско азиатско-тихоокеанский саммит пройдет под знаком рукопожатий и взаимных улыбок между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Джо Байденом, а также примкнувшим к нему японским премьером Фумио Кисидой. Оба они не встречались с китайским лидером уже год, и за это время враждебность в отношениях Пекина с Вашингтоном и Пекина с Токио только нарастала. И тут здрасьте — прямо на днях, 15 и 16 ноября, в Калифорнии пройдут полюбовные встречи на высшем уровне!
Произошло это, конечно, не внезапно — между США и КНР была проведена череда контактов на высоком министерском уровне вполне в позитивном ключе. С 4 по 7 ноября Пекин в качестве гонца англо-саксонского мира посетил премьер-министр Австралии Тони Альбанезе, который провел там переговоры в максимально приятной атмосфере. А ведь еще совсем недавно две страны были в крутом конфликте — Австралия запретила закупки китайских телекоммуникационных систем пятого поколения, обвинив их производителей в создании масштабной структуры электронного шпионажа. Она потребовала международного расследования причин возникновения на территории КНР очага чудовищной глобальной вспышки коронавируса, унесшей невероятное количество жизней по всему миру.
Пекин ответил жестко — ввел болезненные ограничения на закупки австралийского угля, зерновых и вина, на главные товары непромышленного экспорта страны. Но сейчас — о чудо — конфликт взял и испарился: Пекин снял все экономические санкции против Австралии, главного союзника США на юге Тихого океана. Это стало сигналом — Китай хочет дружить и договариваться, он не настроен на углубление конфликтов. Почему?
КНР никак не может окончательно вылезти из вялой хозяйственной конъюнктуры, порожденной коронавирусом, ему пока не удается разрешить серьезные внутренние проблемы в экономике — это потенциальная бомба гигантского невозвращаемого долга органов местной власти и готовый лопнуть пузырь в строительно-риэлторском бизнесе, на который приходится до трети ВВП страны. Конфликт с США существенно усугубляет эти проблемы — например, американцы вместе с союзниками ввели жесткие ограничения на поставки в КНР новейших полупроводников и вообще сложных технологий. Есть угроза распространения санкций на другие сферы торговли, которая и без того, мягко говоря, не на подъеме.
Это отпугивает иностранных партнеров Китая — впервые зафиксирован абсолютный отток зарубежных инвестиций из КНР, главным торговым партнером США вместо Китая стала куда более безопасная и географически удобная Мексика. Пекину срочно нужно как-то прекратить эту тенденцию, усугубляющую его внутренние экономические проблемы.
Китай хочет показать свое дружелюбие и по другой причине — его жесткий военный нажим на Тайвань мобилизовал Штаты и Японию, которых напугала перспектива возникновения в этом районе большой войны. США развертывают в зоне потенциального конфликта сеть военных баз нового типа, они перетянули на свою стороны Филиппины, непосредственно примыкающие к Тайваню с юго-востока. Токио с конца прошлого года начал беспрецедентную программу перевооружения, ее цель — быстрое получение потенциала ракетного удара по территории КНР, в том числе и превентивного.
Все это, похоже, не нужно сейчас Пекину, он не намерен обострять конфликт. Его миролюбие посылает сигнал: на Востоке Азии, дорогие американцы и их союзники, вам ничего по-настоящему не угрожает, займитесь своей Украиной и Израилем.
Василий Головнин, журналист