Российской молодежи по-прежнему доступен такой способ повысить свою квалификацию и расширить кругозор, как обучение за границей. Конечно, ситуация с академической мобильностью за последние два года изменилась в силу появившихся геополитических ограничений. С другой стороны, открываются и новые возможности, многие из которых могут быть интересны для студентов и аспирантов в Северной столице.
Не далее как на прошлой неделе Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» вместе с Технологическим университетом Сюйчжоу открыли в Китае Совместный инженерный институт, который будет готовить специалистов по робототехнике, передовой энергетике и материаловедению.
В рамках этого проекта в Сюйчжоу построили новый лабораторный комплекс, а в ЛЭТИ открыли дополнительные лаборатории. К 2028 году подготовку по приоритетным направлениям развития двух стран должны пройти более тысячи студентов.
Ранее многие вузы Санкт-Петербурга активнее всего участвовали в международных образовательных программах совместно с европейскими и североамериканскими партнерами, однако теперь география такого сотрудничества заметно изменилась.
Весной 2022 года российские вузы приостановили студенческий обмен с теми странами, которые правительство РФ своими распоряжениями признало совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации. Как отмечается в соответствующем приказе по СПбПУ от 21 марта 2022 года, это необходимо для «обеспечения безопасных условий обучения студентов». Многие западные партнеры со своей стороны также решили прервать связи с Россией.
Для Санкт-Петербурга это означало прежде всего приостановку студенческого обмена с учебными заведениями стран Северной Европы, а также Германии. В частности, было фактически заморожено сотрудничество в рамках программ Британского Совета, Еврокомиссии (TEMPUS) и Сети университетов региона Балтийского моря, основанной в финском Турку.
Что касается наиболее масштабной программы академической мобильности ЕС Erasmus, объединяющей европейские университеты, то Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало российским вузам отказаться от сотрудничества в рамках этого проекта.
Вместе с тем российские власти заявили, что наша система высшего образования остается открытой к работе со всеми заинтересованными иностранными партнерами. При этом особо отмечалось, что студенческий обмен не имеет ничего общего с эмиграцией и после окончания учебы в вузах-партнерах участники программ возвращаются в свои университеты.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков на расширенном заседании совета Российского союза ректоров, которое прошло летом прошлого года, пообещал сохранить академическую мобильность в российских вузах. Правда, теперь государство готово поддерживать обмен студентами только с дружественными государствами.
«Направления мобильности очевидным образом изменились. Мы не можем это не учитывать. Это не хорошо и не плохо. Это непреложный факт», — отметил тогда министр.
Из стран, традиционно популярных для студенческого обмена, с Россией готовы сотрудничать Япония, Южная Корея и Израиль (правда, в последнем случае, ситуация резко осложнилась из-за боевых действий с ХАМАС, начавшихся 7 октября). При этом даже если какие-то западные вузы пообещают принять российского студента, уверяя, что политика для них не главное, надо учитывать наличие прочих ограничений — визовых, транспортных (когда до пункта назначения надо добираться кружным путем), да и попросту не работающие в ряде стран российские банковские карточки, что заметно осложняет повседневную жизнь.
Из европейских стран сотрудничество по-прежнему развивается с Сербией. В нынешнем учебном году там будут учится студенты, прошедшие конкурсный отбор на получение стипендии от сербского правительства. Им предоставляются бесплатные обучение, проживание, питание, страховка, виза, признание аттестатов и дипломов, а также ежемесячная стипендия в 15 тыс. динаров (около 12,5 тыс. рублей).
Информацию о подобных программах можно узнать при помощи специального портала «Интеробразование».
Как призывал Валерий Фальков, настало время «посмотреть на мир более широко открытыми глазами и понять, что сегодня нам надо выстраивать мобильность и дать возможность двигаться студентам и в Юго-Восточную Азию, и в Латинскую Америку, и на пространстве ЕврАзЭС».
Вузами Санкт-Петербурга за минувший год в этом направлении было сделано немало. При этом активно развиваются контакты не только с государствами-участниками СНГ (Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Белоруссией, Арменией) и партнерами по БРИКС (прежде всего, Китаем и Индией), но и с такими странами, как Турция, Иран, Аргентина, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Монголия.
В частности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) организует «Технические визиты» для студентов и преподавателей в индонезийский Университет Гаджа Мада (Universitas Gadjah Mada — UGM). Это ознакомительная поездка (от 3 до 10 дней), в рамках которой предусмотрено посещение ведущих компаний судостроительной отрасли, проведение совместных семинаров со студентами приглашающего вуза.
Однако безоговорочным лидером по числу возможностей для российских студентов стал Китай. В частности, до 18 февраля 2024 года Харбинский политехнический университет (HIT) ведет набор студентов последнего года обучения и выпускников российских университетов на программу в магистратуре и аспирантуре при поддержке гранта правительства КНР, который покрывает оплату обучения, проживания в общежитии, медицинскую страховку, а также включает в себя ежемесячное пособие в размере 3000 юаней для магистров и 3500 юаней для аспирантов (это примерно 38-44 тыс. рублей).
Кроме того, студентам в Северной столице доступны такие возможности:
Программы студенческого обмена доступны и в других вузах города.
Иностранные партнеры также активно интересуются Петербургом. Например, ПГУПС только в начавшемся учебном году посетили делегации из китайской провинции Сычуань, Сианьского железнодорожного профессионально-технического института, Ташкентского государственного экономического университета (ТГЭУ), Шаньдунского политехнического университета и Восточно-китайского транспортного университета.
Михаил Макаров