Классный вопрос для человека, занимающего антиизраильскую позицию в текущем конфликте: «Как вы считаете, какие именно земли под контролем Израиля являются оккупированными землями Палестины?» Классный потому, что с высокой вероятностью ответ будет такой: «Весь Израиль представляет собой оккупированную землю Палестины». Ну, тогда все понятно.
Когда Израиль называют «оккупационным» или «апартеидным» государством, то подспудно может показаться, что речь идет о каком-то куске территории, которую он контролирует. В истории были периоды, когда и Великобритания, и Франция, и Россия оккупировали какие-то территории. Но даже у противников таких оккупаций никогда не было сомнений в том, что есть какая-то «сердцевина» Великобритании, Франции, России, к которой нет вопросов. Вопрос вот только к какому-то оккупированному куску.
С Израилем ситуация не такая. Когда говорят про оккупацию или апартеид, то, как правило, имеется в виду, что это родовое, онтологическое свойство этого государства. Единственный вариант, при котором Израиль может перестать быть «оккупационным» или «апартеидным» государством в такой логике, — это просто перестать существовать. И эту позицию — раз уж люди ее неявно занимают — надо делать эксплицитной.
Telegram-канал «Экономика долгого времени»