Что можно сделать, чтобы о тебе написало государственное агентство ТАСС? Наверное, совершить крупную аварию, попасть под арест, выиграть выборы… В любом случае требуется какое-то действие, которое не происходит с людьми каждый день. Тогда это будет новость. А Алле Пугачевой достаточно было просто приехать на пару дней в Россию, не сказать ни слова, убыть обратно в Латвию — и ее визит стал информационным поводом на длинные выходные.
За передвижениями Аллы Борисовны от границы с Латвией в Псковской области до Москвы следили не меньше, чем за Санта-Клаусом на оленях в рождественском небе. Хотя она уже давно не поет, а в последнее время не живет в России и не делает публичных заявлений. Новое поколение, наверное, с трудом вспомнит хотя бы строчку из ее песен. Но все равно появление Примадонны остается событием.
Это можно считать культурологическим феноменом: Пугачева может быть любима или ненавидима, но она всегда интересна. Заметьте, артистка ведь не даже не высказывается о политике — а некоторые телеграм-каналы рассуждают о ее шансах на выборах президента. Первыми рассказывают о ее приезде те, кто говорит, что Примадонну надо забыть как советский пережиток. Объясняется это просто: Пугачева узнаваема почти среди 100% жителей постсоветского пространства. Причем все они считают ее своей. Важная часть ее имиджа — в том, что она не стала чужой ни для кого.
Поэтому одни хвалят Пугачеву за смелость и принципиальность, другие считают ее отъезд предательством. Она не делала никаких свойственных политической эмиграции заявлений о СВО, что признает даже Дмитрий Песков, — однако ей каждый приписывает свое, потому что все хотят ее видеть в своих рядах. Уехавшие из России противники режима — в Израиле или одной из стран Запада, патриоты — где-то в Донбассе с гуманитарной помощью. Однако Пугачева остается на своей стороне. И то, что она так может, очень раздражает всех, кто хотел бы вести себя так же, но статус не позволяет или смелости не хватает. Поэтому и ненависть к Примадонне всегда уравновешивала любовь к ней. Ведь легенду с антисемитским душком о ее еврейском происхождении и настоящем отце Борухе придумали еще в советское время.
Получается, что ненавистью, как и любовью, Пугачеву не удивить. Скорее, ее бы удивило безразличие.
Показательно, что в День народного единства Алла Борисовна без всяких песен и даже слов смогла привлечь больше внимания, чем новая «звезда» по имени Shaman с песней «Я — русский». Его показали по всем каналам центрального телевидения, а по Первому даже с красной кнопкой в чемодане, на которую он нажал, по официальной версии, чтобы запустить пиротехнику на сцене «Газпром-Арены» в Санкт-Петербурге. Такое сочетание сценического псевдонима, гимна русским и красной кнопки отдает даже не советским официозом, а творчеством группы «Коррозия металла», которая неумело сочетала несочетаемое.
И ведь все понимают, что Shaman долго не будет хедлайнером государственных концертов, каковой десятилетия была Пугачева, потому что он поет про сегодняшний день, а Алла Борисовна пела про вечные ценности. И поэтому при советской власти именно ее, а не Иосифа Кобзона или Льва Лещенко, ставили закрывать большие концерты. Начинались они обычно песнями про Родину, а завершались все-таки балладами о любви и миллионе алых роз.
А вот за Ярослава Дронова, который почему-то Shaman, нет никакой борьбы. Его не берут в свои ряды даже артисты с новых территорий типа Акима Апачева. Портрет поклонника молодого певца в целом совпадает с портретом типичного телезрителя — настоящие или бывшие бюджетницы, пенсионеры, которым нравится патриотичный мальчик-блондин. Тут отличное попадание не только в конъюнктуру, но и в аудиторию. И то, что стиль и внешность Дронова неприемлемы для аудитории социальных сетей, не является большой проблемой. Для нее ближе к марту 2024 года найдут своего исполнителя патриотических песен.
При этом очевидно, что народная популярность звезд не является политическим капиталом. Алла Пугачева не помогла Михаилу Прохорову занять на выборах президента в 2012 году даже второе место. Насколько я знаю, ей предлагали идти в 1999 году в Госдуму от «Единства» — и она отказалась именно по причине собственной неизбираемости. К тому же игра в политику может подорвать имидж своей для всех. На выборах 2012 года так и произошло, но об этом все быстро забыли как о незначительном эпизоде ее карьеры.
Опираясь на опыт Пугачевой, можно сказать, что Shaman — не политический проект. Похоже, цель его продвижения лишь в том, чтобы заполнить кем-то «правильным» нишу, освободившуюся после уехавших в эмиграцию артистов. Наверное, рассчитывал на это и Аким Апачев с Донбасса, но не смог подняться дальше телеграм-канала Захара Прилепина. Место оказалась занято более масштабным проектом.
В целом эстрада — эта сфера, где незаменимые есть. Можно попытаться кого-то поставить на их место, но внимание публики будет направлено в другую сторону. А раз так, значит, и Пугачева, которая не поет, будет вызывать интерес, даже если просто выйдет из вагона поезда.
Кирилл Шулика