Шринкфляция — это трюк с упаковкой товара, который позволяет скрыть рост цен от глаз ненаблюдательного клиента. Условно, вчера литровый пакет молока был по 100 рублей, а завтра на полках магазина будет стоять 950-миллилитровый пакет за те же деньги. Ценник не изменился, но товара нам продали меньше.
С шринкфляцией Россия столкнулись впервые после 2014 года, но в последние годы она распространилась почти на все продукты минимальной потребительской корзины. Не так уж легко купить что-то в упаковке, вес или объем которой кратен одному килограмму или литру.
И, видимо, эти маркетинговые трюки уже настолько надоели государству, что по инициативе Генпрокуратуры РФ были внесены изменения в «Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте». Из-за этих изменений производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров должны фасовать продукцию в упаковки по 500, 1000, 2000 гр, а молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 мл.
Если вы подумали, что теперь на основную часть потребительской корзины будет наложено новое требование и гречка снова будет по килограмму, то не спешите радоваться. Эти стандарты будут применены только к тем товарам, производители которых «желают заявить на упаковке о соответствии ГОСТу».
Если производителю без разницы, что там у него на коробке написано, можно не переобуваться обратно и дальше жить в шринкфляции. Честно говоря, мне самому непонятно, кто обращает внимание на эти ГОСТы и покупает продукты только с такой маркировкой. В режиме реального времени проверил свои гречку и макароны — и таких знаков там не увидел.
В итоге в стране есть озабоченность со стороны государства и населения шринкфляцией, хотя, как по мне, этот маркетинговый трюк легко обходится тем, что на ценниках в магазине пишут цену за одну стандартную единицу — кг или мл. Эта практика распространена давно, и непонятно, почему Генпрокуратура не повлияла на информацию на ценниках, а напрягла бизнес с упаковкой.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»