Posted 1 ноября 2023, 21:36
Published 1 ноября 2023, 21:36
Modified 1 февраля, 20:39
Updated 1 февраля, 20:39
Некоторое время назад расхожим тезисом стала фраза о том, что санкционная машина Запада, дескать, встала на паузу, выдохлась и больше ничего не может выдумать нового. Тем временем Евросоюз хоть и медленно, но неуклонно продолжает работу над 12-м пакетом санкций в отношении РФ, причем, как это уже бывало, процесс в какой-то момент вдруг может ускориться и резко рвануть к финишу.
Напомним, что со времени вступления в силу 11-го пакета прошло уже чуть больше четырех месяцев (он был принят 24 июня). Судя по тем утечкам, что появлялись в последние дни, дедлайном для принятия или как минимум согласования странами ЕС очередной порции антироссийских рестрикций сейчас обозначается середина декабря.
Пока в Брюсселе еще обдумывают новый раунд ограничений, однако уже стали вырисовываться некоторые его конкретные параметры. Например, что 12-й пакет должен дополнительно сократить объем российской внешней торговли на 5 млрд евро ($5,3 млрд).
По словам источников агентства Bloomberg, знакомых с ситуацией, набор обсуждаемых мер включает следующие санкции:
Что касается сырьевого экспорта, который продолжает оставаться крайне важной статьей доходов российского бюджета, то, как отмечал ранее «Росбалт», на Западе заняли довольно пассивную позицию в отношении фактического провала попытки «перекрыть денежный кран Москве» путем введения так называемого «ценового потолка» на российскую нефть. Значительные объемы российской нефти уже несколько месяцев торгуются выше лимита в $60, какой-либо внятной реакции со стороны ЕС или США на это не было.
И вот теперь все активнее звучат призывы «починить» этот санкционный инструмент. В первую очередь под прицелом может оказаться «теневой флот из сотен танкеров», который, как считают в Брюсселе и Вашингтоне, Москва использует для перевозки своей нефти в обход рестрикций. Некоторые из обсуждаемых сейчас идей включают запрет на операции с морскими судами, находящимися под санкциями, введение требований об уведомлении при перепродаже танкеров, а также внесение в контракты запретов на перевозку нефти сверх установленного лимита.
Отдельно изучается возможность перекрыть лазейку (точнее, здоровенную дыру), о которой еще в середине августа писала газета Financial Times (FT). По ее данным, российским экспортерам удалось поднять общую чистую цену на свою нефть намного выше предела в $60 «довольно просто» — добавив к базовой стоимости дополнительные расходы на доставку и обработку грузов. Для борьбы с этим в Брюсселе намерены добиваться повышения прозрачности внутренней структуры цен на перевозимую по морю нефть.
Важнейшей задачей 12-го пакета в очередной раз провозглашено лишение России возможности обходить существующие запреты через третьи страны, которые, как считают на Западе, предоставляют ей доступ к компонентам, технологиям и электронике, используемым в производстве оружия. При этом Евросоюз стремится максимально детализировать как реестр подсанкционных товаров, так и перечень продолжающих торговать ими с РФ коммерческих компаний в третьих странах, особенно если их национальные власти закрывают глаза на требования Брюсселя.
Если десять предыдущих пакетов были направлены на то, чтобы «подорвать российскую экономику», то последний в основном сводился к борьбе с обходом ранее введенных ограничений. Поэтому именно в 11-м пакете впервые был введено правило, позволяющее наказывать компании из третьих стран, заподозренные в том, что они помогают России обходить введенные запреты. Кроме того, на прошлой неделе Еврокомиссия дополнительно уточнила критерии, по которым компании с российским участием будут считаться «маскировкой» для обхода санкций против РФ.
Что касается Соединенных Штатов, то там пока ограничиваются заявлениями о «готовности сотрудничать с союзниками и партнерами» в разработке новых секторальных санкций против РФ. По словам первого замглавы Минфина США Адевале Адейемо, речь идет о возможных ограничительных мерах в отношении некоторых отраслей промышленности, а также более тесной координации с банковским сектором с целью недопущения нарушений частными компаниями санкций против РФ.
Если ранее локомотивами санкционного процесса стремились показать себя Польша и страны Балтии, которые, в частности, призывали запретить РФ торговлю сжиженным природным газом (СПГ) и распространить все ранее введенные запреты на Белоруссию за ее «союз с Москвой», то теперь все больше инициативы в этой сфере проявляет Финляндия.
Вслед за ужесточением ограничений для граждан РФ, владеющих финской недвижимостью, Хельсинки присоединился к запрету стран ЕС, граничащих с Россией, на въезд автомобилей с российскими номерами. При этом финские СМИ со ссылкой на министра юстиции этой страны Лину Мери сообщали о намерении зайти еще дальше — вплоть до изъятия недвижимости и другой собственности у тех граждан России, которые имеют проблемы в оплате счетов и налогов или «не выходят на связь», что вызвало довольно резкую реакцию в Москве.
Как стало известно в эту среду, атака на российскую собственность уже начались — Управление по взысканию долгов Финляндии изъяло из базы национального патентного бюро несколько товарных знаков зарегистрированных в РФ юридических лиц, в отношении которых действуют санкции Евросоюза. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на агентство STT, в их числе «Сбербанк», «Калашников» и управляющая компания телеканала RT — АНО «ТВ-Новости».
Как заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на выездном совещании в Томске во вторник, наша страна на фоне санкций должна ориентироваться на отечественные разработки и переводить экономику в режим полного инновационного цикла.
При этом, по его словам, которые приводит ТАСС, «важно укреплять суверенитет страны, повышать устойчивость российской экономики к воздействию внешних и внутренних угроз, обеспечить экономическую безопасность».
Михаил Макаров