Воскресные события в Махачкале еще предстоит расследовать, анализировать и осмысливать. Все-таки они оказались громкими и совсем не рядовыми. При этом возникает вопрос о том, почему вообще множество людей занялись совершенно абсурдной и лишенной здравого смысла деятельностью.
Могло бы такое произойти, если бы не телеграм-каналы, беглые бывшие депутаты Госдумы, информационные операции и вообще все то, о чем в понедельник на совещании говорил президент? Понятно, что события на Ближнем Востоке всколыхнули мусульманский регион, ситуацию подогрели призывы в соцсетях — но как можно было поверить в то, что беженцев из Израиля повезут именно в Дагестан, выбрав его из всех возможных точек земного шара?
Очень часто приходится слышать, что в век технологий, развития науки, новаций в образовании люди эволюционируют и становятся непохожими на своих предков. На самом деле это заблуждение. Человечество меняется куда медленнее, чем идет вперед технический прогресс. Когда были теории о крови христианских младенцев? А ведь сейчас, в XXI веке, о них не вспомнил только ленивый.
Но давайте заглянем в совсем недавнее прошлое — и в тот же самый Дагестан. Пандемия COVID-19 принесла республике протесты населения против 5G, ибо, как говорили опять же в каких-то телеграм-каналах и чатах, эта технология распространяет коронавирус. Были даже случаи, когда люди спиливали вышки сотовой связи, которые не имели никакого отношения к 5G.
Как можно заставить людей верить в откровенную чушь? Да очень просто. Это называется конспирологией. Для нее нужны только благодатная почва и простые ответы на сложные вопросы. Например, достаточно спровоцировать всплеск ксенофобии (включая антисемитизм) или дать ненаучное объяснение появлению вируса, потому что научное обычному человеку непонятно.
Причем не стоит думать, что к конспирологии склонны только какие-то «серые», «дикие» люди. Например, вполне образованная актриса Мария Шукшина в эпоху коронавируса возглавила неформальное движение антиваксеров, рассказывая публике про то, что производители вакцин решили всех нас сделать бесплодными импотентами. И в это верили даже профессора! Потому что стресс от самоизоляции, потери работы, смерти близких создал почву, на которую прекрасно легла совершенно дремучая конспирология.
Или в эпоху политической нестабильности и экономического неблагополучия наши сограждане стали передавать друг другу так называемый «План Даллеса» по уничтожению России. Совершенно неважно, что этого плана не существует. В него верили, как и в то, что в воздухозаборнике самолета прячутся евреи, которые хотят жить в Махачкале, потому что был страх за будущее — и он требовал простых ответов. Мол, мы-то что, это еще Ален Даллес придумал, как нас лишить работы, средств к существованию и перспектив. Обратите внимание, что вера в «План Даллеса» отступила в период экономического роста.
И это ведь не только российское явление. За штурмом Капитолия в США стояли не просто сторонники Трампа, а клубы любителей альтернативной истории и политики, в частности — движение QAnon. Его члены на полном серьезе считают, что американские демократы — тайная и могущественная клика сатанистов-педофилов, которая правит всем миром.
Но тут важно понимать, что арестованные за штурм Капитолия показывают нам, так сказать, портреты тех, кто пошел на силовые действия, поверив в абсурдные идеи. Как правило, это бывшие силовики с признаками ПСТР. То есть буквально целевая аудитория всяких конспирологов. Как и молодое население Дагестана, которое не может найти работу и вести какую-то экономическую деятельность. Да и в целом республика крайне депрессивная. Например, летом и в начале осени по ней прокатилась волна протестов против отключения воды, поскольку люди устали сутками в жару сидеть с запасами в бутылках. Потом воду стали отключать по часам, но во время событий в аэропорту Махачкалы ее включили даже там, где по графику не должны были.
Общий же портрет адептов конспиролоических теорий нарисовать сложно. В реальности это очень разные люди. Одинокий мужчина, живущий с восемью кошками, убеждал меня в том, что коронавирус придумали, чтобы поработать человечество, поэтому он не будет прививаться. С другой стороны, есть игравший в Америке хоккеист Павел Дацюк, который ходил в печально известный монастырь под Екатеринбургом к отцу Сергию (Романову), ныне приговоренному к внушительному сроку, чтобы изгонять бесов. И ладно взрослый хоккеист! На обряды экзорцизма водили детей, поскольку родители считали, что болезни или плохая учеба — происки нечистой силы.
Но при этом для того, чтобы конспирология и магическое мышление приводили к деструктивным действиям, нужно, чтобы эти идеи овладели не отдельными индивидуумами, а большим количеством людей. Например, антиваксеры отказывались прививаться, а толпа в Дагестане пошла искать евреев. В первом случае овладеть массами помогло недоверие к официальной медицине, а во втором — глубинный антисемитизм, проснувшийся из-за событий в Газе и агрессивной пропаганды с разных сторон.
Кстати, ошибаются те, кто думает, что подобных идей население нахваталось из телевизора. Конспирология распространяется, так сказать, из уст в уста. Классический пример: моя теща — врач, у нее на работе всех привили, пять человек умерли — и информация об этом тут же разошлась по чатам. В Дагестане, наверное, рекордное количество разных местных чатов. Именно оттуда в первую очередь люди узнавали, что к ним везут еврейских беженцев, потому что поверить соседу значительно проще, чем Владимиру Соловьеву или украинскому телеграм-каналу.
Собственно, по этой причине конспирологии трудно противостоять. Она рождается в серой информационной зоне и передается через множество камерных источников информации, к каждому из которых агента спецслужб не приставишь. Эффективнее всего было бы перестать создавать для конспирологии почву. Например, ориентировать на людей медицину, научить врачей говорить человеческим языком, не отключать воду, давать молодежи возможность заработка, чтобы у нее не было времени сутками сидеть в бессмысленных клубах бойцов ММА. Тогда бредовые идеи пусть и не исчезнут совсем, однако уже не будут так легко овладевать массами — станут не трендовыми, а маргинальными.
Если вернуться к антисемитизму, то, наверное, каждому встречались люди, верящие в «еврейский заговор». Но, обратите внимание, чаще всего подобные взгляды в нормальной обстановке скрываются, ибо даже носитель считает их маргинальными. Разговоры о них на трезвую голову вести не принято. Однако если бредятина ляжет на удобренную почву, то число ее адептов увеличится и идея станет трендовой — а значит, может привести к деструктивным действиям.
Кирилл Шулика