Posted 31 октября 2023, 17:00
Published 31 октября 2023, 17:00
Modified 1 февраля, 20:38
Updated 1 февраля, 20:38
Опубликованные данные информационно-аналитического материала департамента финансовой стабильности ЦБ РФ «Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй» за первое полугодие 2023-го свидетельствуют о росте кредитной нагрузки людей — как в абсолютном, так и в относительном выражении. «Хорошо» это или «плохо»? «Это другое».
Проблема здесь, скорее, в первую очередь в том, что в русском языке слово «денежный долг» имеет негативную окраску, но в целом долги — необходимый атрибут современной экономики. Между собой мы рассчитываемся долговыми обязательствами (да, наши деньги — это долговые расписки, учтенные и оформленные единым образом). И каждый рубль, взятый кем-то в кредит, превращается в доход на счету у того, кто что-то продал должнику.
Так что рост долговой нагрузки не должен беспокоить финансового регулятора. Не будь этих кредитов — не видать бы нам цифр статистики, отражающих восстановление потребительской активности (и никакого строительства человейников на окраинах городов мы бы тоже не видели).
Финансового регулятора (и правительство) беспокоит не то, что люди берут в долг, а то, что «рост потребительского кредита» в современных российских условиях равен «росту спроса на потребительский импорт» (да, именно такой импорт обеспечивает наполнение витрин в торговых центрах, и даже если на потребительском товаре нормального качества будет написано «сделано в РФ», такой товар потому и «нормальный», что сделан с большой долей импортных компонентов). А рост потребительского импорта = рост спроса на валютную выручку. Вот этого-то роста спроса на валюту, уже предназначенную правительством на «выполнение задач», регулятор и не хочет допускать.
Но не все так просто и с «чисто российскими» товарами. В условиях внешнеторговых ограничений и зацикленности правительства исключительно на обеспечении роста выпуска в обрабатывающей промышленности каждый рубль, потраченный людьми «на себя», с точки зрения власти означает рубль, сокративший их ресурсы «для выполнения задач».
Растущая ключевая ставка в данном случае — это механизм, с помощью которого ЦБ РФ будет ограничивать потребительскую активность, тем самым высвобождая для правительства как валютные, так и материальные и трудовые ресурсы.
Девяносто лет назад нам бы уже карточки ввели. А сейчас — только стоимость потребительского кредита повышают. Да, на макроуровне эффект сопоставимый, просто на железные клещи распределительной экономики сейчас натянуты изящные перчатки.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»