Десять главных мифов о Петербурге и его основателе, в которые все верят: от болот до масонов

30 октября 2023, 14:19
У города на Неве есть своя альтернативная история.

Как и в любом уважающем себя городе, в Петербурге есть свои мифы. Часть из них для «внешнего пользования» — горожане любят рассказывать их гостям Северной столицы, а в некоторые верят и сами петербуржцы.

Мифы об основании и будущем города

Санкт-Петербург был построен в безлюдной дикой болотистой местности

Шведские планы концы XVII века наглядно свидетельствуют, что на территории будущего Санкт-Петербурга располагалось 41 поселение. И это неудивительно: местность имела богатую историю.

Еще в 1300 году, во время Новгородско-Шведской войны, шведы под прикрытием крупного войска построили на Охтинском мысе дерево-земляную крепость Ландскрона (именно так сейчас именуется сайт болельщиков «Зенита»). Покорить ее русским войскам удалось в мае 1301-го. Затем на этих территориях на 300 с лишним лет вновь закрепились новгородцы.

Во времена Московского царства сформировалось поселение Невское устье, в местный порт заходили торговые корабли из Северной Европы.

После того, как земли по условиям Столбовского мира вновь перешли Швеции, на Охтинском мысе была основана крепость Ниеншанц, гарнизон которой к моменту осады русскими войсками в 1703 году насчитывал до 600 человек при 75 пушках и трех мортирах. Вокруг крепости выросли город Ниен — с двумя тысячами жителей, кирпичным заводом и двумя лютеранскими церквями, а рядом — множество населенных финнами-ингерманландцами деревень. Встречались и усадьбы шведской знати: одна из них, кстати, размещалась на месте будущего императорского дворца в Стрельне, другая — Сарская мыза — на месте Царского села.

Петр Первый лично заложил город «под орлом»

Самый известным миф, связанный с названием города, похоже, развеян: уже мало кто полагает, что Петр I именовал его в свою честь, а не уважил таким образом своего небесного покровителя апостола Петра. А вот рассказ про то, как 16 мая (27 — по новому стилю) 1703 года царь (императором Петр станет лишь в 1721 году) лично заложил крепость на Заячьем остове, сначала закрыв ковчег с частицей мощей апостола Андрея собственноручно вырезанным дерном, а затем соорудив из молодых березок подобие ворот будущей фортеции, на которые с неба спланировал орел, еще популярен, хотя исторических подтверждений не находит.

Согласно данным Преображенского походного журнала, государь еще 11 мая отбыл в Шлиссельбург, 14 мая находился в устье реки Сясь, а 17 мая посетил Лодейную пристань. Да и орлов в приневских землях не наблюдалось. Но этот апокрифический рассказ красиво перекликается с легендой об императоре Константине Великом, которому место основания Константинополя указал орел, и подчеркивает связь начинаний Петра с традициями великой духовной предшественницы святой Руси Византии.

29 июня митрополит Новгородский Иов с приличествующими торжествами освятил деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на Заячьем острове, а почтовые послания чиновников Петру стали отправляться не с почты «новозастроенной крепости», а «с почты в Сант-Питербурхе». Написание Санкт-Петербург утвердилось только в 1720 году.

Санкт-Петербург так и не стал столицей

Как говорится — так, да не так. Через год с небольшим после закладки крепости на острове Петр Первый пишет своему сподвижнику и фавориту Александру Меншикову: «Чаем, аще Бог изволит, в три дни или четыре быть в столицу Питербурх». Между тем царская семья начинает периодически приезжать в Петербург лишь в 1708 году, предпочитая остальное время проводить в Москве и ее окрестностях. Да и кому понравится жить в недостроенном пустом городе в полупоходных условиях, без шумного и веселого двора.

В 1710 году в Санкт-Петербург стали переезжать высшие чиновники, через год — сенаторы. Тогда же в город впервые прибыло иностранное посольство — посланцы персидского шаха, в 1712 году за ними последовали посланники Франции, Пруссии, Великобритании и Голландии. Царская семья вместе с двором перебралась в Петербург в этом же году — перед венчанием Петра с Екатериной. Еще два года в город переводились приказные и сенатские учреждения.

Однако бытует мнение, что фактически Санкт-Петербург столицей так и не стал, поскольку не был издан соответствующий указ. Но этого и не требовалось: столичный статус всегда определялся местом постоянного нахождения государя, а с 1712 года из документов о пребывании Петра в городе на Неве исчезло указание на то, что он находится «в походе»: ранее эта формулировка употреблялась в случаях всех его долговременных выездов из Кремля. В то же время определенный казус со столичным статусом Петербурга наличествовал: формально город находился на шведской территории — официально к России она отошла лишь по заключенному в 1721 году Ништадтскому мирному договору.

Евдокия Лопухина прокляла Петербург

Отношения с первой женой у Петра Первого не складывались. Женившийся по воле матери на представительнице небогатого, но многочисленного и имевшего влияние среди стрельцов рода, царь быстро охладел к супруге. Евдокия (Прасковья) Лопухина была набожной, воспитанной в традициях Домостроя. Намного интереснее и веселее были женщины из Немецкой слободы, где и пропадал Петр. Супруги виделись все реже, а после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, царь и вовсе отдалился от жены, а затем через приближенных начал склонять ее к монашеству.

По преданию, во время насильственного пострижения в монахини Евдокия кричала: «Петербургу быть пусту!», что любят припоминать при очередных наводнениях. Однако помещение царицы в монастырь произошло в 1698 году — за пять лет до основания крепости на Заячьем острове.

Мистические городские легенды

Ротонда на Гороховой — тайное убежище масонов

С масонством, которое пришло в Россию через прорубленное Петром окно в Европу, связано много петербургских легенд. Одна из самых известных касается дома на Гороховой улице, 57, чаще называемого Ротондой.

Обыкновенный внешне классический г-образный дом скрывает вестибюль с шестью расположенными по кругу колоннами, который огибает спиралевидная лестница. Поговаривают, что в конце XIX века арендатором здания был известный масон граф Андрей Зубов (в других вариантах — Зубков, Зубков-Закревский), якобы использовавший находящийся под ротондой подвал для тайных ритуалов членов ложи. Эта версия кочует из одной статьи в другую, дополняясь все новыми подробностями: залезший в подвал юный воришка вышел оттуда через 15 минут глубоким стариком, по лестнице невозможно подняться наверх с закрытыми глазами, а все написанные на стенах желания обязательно исполняются.

Примечательно, что в родословной известного рода Зубовых графа Андрея не просматривается. Масоном был Николай Зубов — участник покушения на императора Павла I, однако он скончался в 1805 году. В списке графских родов Российского царства и Российской империи Зубковы не значатся, как и Зубковы-Закревские. Есть Закревские, но без Андреев. И кто там скрывался с масонами по подвалам (и скрывался ли) — виднее рассказчикам преданий. Исторических подтверждений этой легенды нет. Однако известно, что яму, действительно имевшуюся под лестницей, в XIX веке использовали как кладовую.

Интересно, что до 1980-х годов никаких таинственных историй про дом не рассказывали. Знаменит он был другим: в это время в помещении с необычной акустикой собирались неформалы и представители различных субкультур. Бывали там и лидеры групп «Кино» и «Алиса», а также Янка Дягилева, Егор Летов и Александр Башлачев. В 90-е неформалов из подъезда выставили, стены отремонтировали, подвал залили бетоном — и теперь в мистическую Ротонду пускают с консьержем-экскурсоводом, чтобы не мешать жильцам дома.

На Башне Грифонов исчезает и появляется код для путешествий в иные миры

Еще одна «мистическая» постройка находится на Васильевском острове — остаток кирпичной трубы высотой 11 м. Под прозванным Башней Грифонов сооружением расположен вход в подвальную мастерскую фармацевта и алхимика Василия (Вильгельма) Пеля (основана в 1760 году, Пель приобрел аптеку в 1850-м), поставщика императорского двора.

Городская легенда гласит, что Пель в своей лаборатории работал над изобретением философского камня, который превращал бы любой металл в золото, а также открыл формулу счастья, благодаря чему башня может исполнять желания. Еще алхимик якобы смог вывести грифонов — мифических птиц с телом льва и головой орла, которые вылетали из башни в ночи, пугая горожан своими причудливыми тенями. И, наконец, на кирпичах появляются и исчезают цифры — код, который изобрел Пель для путешествия в иные миры.

Между тем никаких исторических документов, фиксирующих эти легенды, не существуют. Пель ставил химические опыты и, как многие алхимики, пытался найти способ превращать металл в золото. Что до остального, то цифры являлись частью инсталляции художника Алексея Костромы, который в середине 1990-х годов пытался привлечь общественное внимание к башне и спасти ее от сноса для освобождения места под парковки. На крыше сооружения были установлены два яйца, а кирпичи подписаны цифрами от одного до девяти. Со временем яйца исчезли, а зачищенные коммунальщиками цифры периодически восстанавливает местная жительница, поддерживая мистическую историю. Кстати, сама башня имела сугубо техническое значение — она являлась вытяжкой лаборатории Пеля.

Мифы, которые петербуржцы рассказывают об основателе города

Император издал указ о необходимости иметь придурковатый вид перед начальством

Петр Первый написал множество указов, касающихся различных сторон жизни государства и общества, порой до мелочей регламентируя даже самые частные ситуации. Некоторые были столь необычными, что цитируются и поныне.

Среди предписываемых государю — указ следующего содержания: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство», датированный якобы декабрем 1708 года. В некоторых источниках даже указывается, что найти его можно на стр. 406 книги «Письма и бумаги Петра Великого» (Июнь–декабрь 1708). Однако, если кто-то все же решит ознакомиться с данным сборником, то обнаружит письмо Петра I адмиралу Федору Апраксину. Нет такого указа и в архиве президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, и в других хранилищах документов петровской эпохи.

Историки прямо говорят, что данный указ — фейк. Причем придуман он был, вероятно, уже во время широкого распространения интернета.

Кстати, лингвисты обращают внимание на то, что слово «придурковатый» было впервые зафиксировано лишь ближе к концу XIX века, а слово «начальство» в XVIII веке не обозначало руководителя или группу таких людей: распространено было выражение «принять начальство» — то есть начать чем-то руководить.

Петр I привез в Россию табак и заставлял всех есть картошку

Табак в России появился задолго до рождения Петра — в XVI веке. Вероятно, это произошло после основания в 1551 году английской Московской компании, обладавшей монополией на торговлю в России. А вот что известно точно: в 1640 году царь Михаил Федорович издал указ о запрете табакокурения — неблагочестиво и может вызвать пожар. При царе Алексее Михайловиче публичное курение не одобрялось, хотя торговля табаком стала государственной монополией. Поэтому Петр не привез табак в Россию, а просто отменил запрет на курение в 1697 году.

Что касается картошки, то Петр I действительно прислал графу Шереметеву мешок клубней, которые попробовал в Голландии. Но успехов в разведении картофеля в России ни при Петре, ни при Екатерине II, также интересовавшейся заморской диковиной, не было.

Серьезно за дело взялся Николай I. После неурожая 1840-года он подписал указ, предписывающий «завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля для снабжения семенами крестьян», а также «поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличившихся в разведении картофеля», — и спровоцировал картофельные бунты. Даже под угрозой наказания крестьяне отказывались отдавать лучшую землю, засеиваемую зерновыми, под непонятные клубни. К тому же люди просто не понимали, как их есть. Многие до смерти травились содержащимся в зеленой картошке солонином, поэтому ее стали называть «чертовым» яблоком.

Мифы о погоде и характере петербуржцев

Петербург самый дождливый город

В городе на Неве климат капризный. Но говорить о том, что Петербург — самый дождливый город, нельзя. Даже в Москве осадков — дождя, снега, града — в год выпадает больше: 767 мм против 706 мм в Северной столице. Рекордсменом по осадкам в России является расположенный в Сахалинской области Северо-Курильск (1753 мм), на втором месте курортный Сочи (1644 мм), далее идут Петропавловск-Камчатский, столица Северной Осетии Владикавказ и Южно-Сахалинск.

Но, может быть, Петербург — самый пасмурный город? И снова — нет. Наибольшее количество пасмурных дней в году фиксируется в Якутске — 223. В Мурманске хмурых дней 209, в Южно-Курильске — 194, в Нижнем Новогороде — 182. И лишь на пятом месте расположился Петербург, в котором пасмурная погода фиксируется в среднем 180 дней в году. Москва, кстати, занимает шестую строчку таблицы (172 дня).

Петербужцы — медлительные депрессивные интеллигенты

Формированию этого мнения, вероятно, послужили заблуждения о постоянно пасмурной петербургской погоде, а также романы Федора Михайловича Достоевского, в которых уровень депрессии уж точно зашкаливает: писатель мастерски рисует страдающих людей в сыром, промозглом и равнодушном городе. Однако развеять или подтвердить миф, вероятно, уместнее непредвзятым взглядом приезжего.

Вот что «Росбалту» рассказал инженер-геодезист Сергей. «Говорите, петербуржцы медлительные? Это с кем сравнивать: если с вечно бегущими москвичами — да, а если, например, с рязанцами — то очень даже шустрые. А вот чего не отнять у петербуржцев — это доброжелательности и знания своего города. Не знаю, в интеллигентности ли тут дело, или в чем-то другом, но, если спросить дорогу, тебе обязательно не просто подскажут, как добраться до места, но и еще расскажут о достопримечательностях, которые ты можешь встретить по пути. Что касается депрессивности, то вы, ребята, в Норильске не были, а Питер — он прекрасен», — уверен Сергей.

Мария Осадчая

#Общество #Главное #Всегда актуально #Петербург
Подпишитесь