Власти планируют получить 570 млрд от налога на богатых.
Что касается цифр, то теоретически это возможно. Все показатели, все оценки, о которых пишут СМИ, в принципе, реальны, спорить по ним нет необходимости. Но обратите внимание: сама инициатива появилась в предвыборный период. Дело в том, что повышенное налогообложение состоятельных граждан — популярная предвыборная тема, поэтому довольно характерно, что об этом сейчас пошла речь.
Но, во-первых, 570 миллиардов рублей, тем более за три года, не являются серьезно значимой суммой для российского бюджета в целом. Это не слишком большая величина. А во-вторых, довольно реалистично сделана оценка доли работающих людей, которые могут попасть под данный налог, но мне все же кажется, что реальные показатели сбора в жизни будут заметны слабее плана.
Как показывает опыт, если начать достаточно состоятельных людей слишком сильно прижимать налогами, пытаться взять с них дополнительный налог, то они начнут на вполне законных основаниях делать так, чтобы объем налогов уменьшить. Существует множество самых разных легальных способов это сделать, поэтому если налог их будет беспокоить, эти способы будут применены. Как следствие — реальный эффект от инициативы достаточно быстро может сойти на нет.
Способов действительно немало: например, увеличение расходов, которые могут быть использованы для уменьшения налогооблагаемой базы, или формальное оформление на работу зависимых родственников и доверенных людей. Есть еще достаточно иных вариантов, так что люди состоятельные, я думаю, применят законные схемы оптимизации. В общем, значимого эффекта от этой меры не будет. А с точки зрения инициатив, которые нравятся массам, это хорошая мысль.
Такой подход для предвыборных периодов вообще очень характерен и применяется в самых разных странах. И всегда затрагивается примерно 1% (у нас — 1-2% от работающей части населения), что означает получение не особенно значимой суммы с точки зрения общих доходов бюджета страны. В общем, повторю, это типичная популистская инициатива — звучит громко, но заметных эффектов мы не увидим.
Сергей Хестанов, экономист — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»