Громкий скандал, связанный с аварией трубопровода Balticconnector, в этот вторник приобрел новый оборот. Напомним, что 8 октября перекачка газа по этой трубе, связывающей побережья Финляндии и Эстонии, была остановлена из-за аварийного падения давления, причем еще до выяснения причин случившегося начали выдвигаться версии, что к инциденту так или иначе причастна Россия.
После того, как подтвердилось, что газопровод поврежден из-за внешнего воздействия, европейские политики начали выступать со все более прозрачными намеками, указывающими на Москву. Называлось даже конкретное российское судно, находившееся в районе газопровода в момент аварии — атомный контейнеровоз «Севморпуть». Страсти продолжали накаляться, и дело дошло не только до обсуждения задействования 5 статьи устава НАТО, которая вводится в ответ на нападение на этот военный альянс, но даже до призывов перекрыть России возможность свободного судоходства по Балтийскому морю. Это нанесло бы нашей стране не только серьезный экономический ущерб из-за фактической блокады портов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, но и крайне осложнило бы транспортную связь с Калининградской областью.
Однако после того, как со дна в месте разрыва газопровода был поднят предмет, похожий на якорь, финские правоохранительные органы заявили, что версия о причастности России больше не рассматривается как основная. Теперь в Хельсинки сосредоточились на китайском следе — в центре внимания оказался контейнеровоз Newnew Polar Bear под флагом Гонконга, который прибыл в порт Санкт-Петербурга 9 октября.
В ходе предварительного расследования финны установили, что передвижения этого судна совпали со временем и местом повреждения трубы. Как сообщает агентство «Интерфакс», появилась фотография Newnew Polar Bear, на которой видно, что якорная цепь судна спущена в воду. Это необычно, поскольку, как правило, нет необходимости бросать якорь в порту, когда судно уже пришвартовано у причала.
Расположенный в 350 км от Санкт-Петербурга двунаправленный газопровод между Инкоо (Финляндия) и Палдиски (Эстония) длиной 77 км был открыт 11 декабря 2019 года. Он соединяет эстонские и финские газовые сети, также предоставляя Финляндии доступ к латвийским подземным хранилищам природного газа в Инчукалнсе. На морском участке и финском наземном участке используется 500-миллиметровая труба с эксплуатационным давлением 80 бар (8000 кПа).
За первый месяц работы Balticconnector обеспечил более трети потребности Финляндии в природном газе. В среднем в сутки объем поставок по трубопроводу может доходить до 7,2 млн кубометров, а его общая мощность составляет 2,6 млрд кубометров газа в год. Это не так уж много по европейским меркам, если учесть, что в 2022 году в страны Евросоюза и Великобританию было поставлено 415 млрд кубометров газа.
Стоимость строительства Balticconnector — 300 млн евро, из которых 206 млн составила субсидия, выданная Европейской комиссией.
В целом Balticconnector является лишь частью широкой сети транспортировки природного газа из Литвы через Латвию и Эстонию в Финляндию. При этом с весны нынешнего года газ по этой трубе при изменении баланса спроса и предложения периодически поставляется в реверсивном режиме — из нового терминала сжиженного природного газа (СПГ) на финской стороне в Эстонию.
8 октября
9 октября
10 октября
11 октября
12 октября
13 октября
17 октября
19 октября
20 октября
23 октября.
24 октября
По оценке оператора газотранспортной системы Финляндии Gasgrid, трубопровод Balticconnector можно будет вернуть в эксплуатацию не раньше апреля 2024 года. «Можно предположить, что планирование ремонтных работ, сбор необходимого подводного оборудования и собственно ремонтные мероприятия, включая осмотр отремонтированного участка трубы и ввод в эксплуатацию, продлятся не менее пяти месяцев», — говорится в пресс-релизе на сайте Gasgrid
При этом компания подчеркивает, что ситуация в энергетической системе Финляндии остается стабильной, а имеющиеся мощности покроют все потребности страны, даже несмотря на рост потребления газа в зимний сезон. Сейчас поставки газа в Финляндию обеспечены через терминал СПГ Инкоо, который импортирует сжиженный природный газ из США.
В свою очередь, эстонская компания Eesti Gaas также заверила, что остановка прокачки по Balticconnector не угрожает надежности поставок газа. «Мы сотрудничаем с обоими крупными СПГ-терминалами региона, Инкоо в Финляндии и Клайпеда в Литве — и таким образом можем удовлетворить потребности наших клиентов в газе. Заполненность находящегося в Латвии газового хранилища находится на рекордном уровне и позволяет спокойно противостоять зиме. Эстония связана с Европой трубным соединением Литва-Польша, поэтому при необходимости газ можно доставить в наш регион и с той стороны», — говорится в сообщении на сайте компании.
Уже можно сказать, что инцидент с Balticconnector оказал куда большее влияние на европейскую политику, чем на энергетику. Еще после взрывов на «Северных потоках» в 2022 году Йенс Столтенберг поднимал вопрос о том, нужно ли будет считать атакой на инфраструктуру НАТО, требующей вступления в силу пятой статьи его устава о коллективном ответе, например, намеренное повреждение подводной инфраструктуры в Балтийском или Северном морях. В интервью газете The Washington Post генсек НАТО подчеркивал, что такие атаки трудно отслеживать, а потому их виновник сможет легко отрицать свою причастность.
Как отмечает Bloomberg, «хотя авария Balticconnector не имеет большого значения для европейского газового рынка, она поднимает вопросы о безопасности поставок, когда Европа вступает в зиму». При этом агентство напоминает, что Россия прекратила поставки газа в Финляндию в мае 2022 года, примерно через неделю после того, как власти в Хельсинки заявили, что подадут заявку на членство в НАТО.
Пока в Североатлантическом альянсе обратились к испытанной схеме — увеличили интенсивность патрулирования Балтийского моря и заявили о готовности «адаптировать размещение своих сил в регионе, чтобы обеспечить безопасность всех стран альянса». Точно такие же решения в Брюсселе принимали после диверсии «Северных потоках».
Старший научный сотрудник аналитического центра Брейгеля Симоне Тальяпьетра в интервью CNN назвала аварию на Balticconnector «очень важным сигналом тревоги» для ЕС. По ее словам, Европа не может позволить саботаж своих трубопроводов и подводной инфраструктуры, поскольку это «будет иметь серьезные последствия для европейского газового рынка, цен на газ и, следовательно, для экономики».
Многих удивила легкость, с которой европейцы начали указывать на Москву сразу же после первого известия об инциденте. Тут стоит напомнить, что 16 июня этого года НАТО открыла в лондонском районе Нортвуд специальный центр для защиты подводных трубопроводов и кабелей — как сообщалось, «на фоне обеспокоенности, что Россия составляет карту жизненно важной западной энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры в водах вокруг Европы».
«Угроза растет, существуют повышенные опасения, что Россия может атаковать подводные кабели и другую критически важную инфраструктуру, пытаясь разрушить жизнь Запада», — заявил тогда генерал-лейтенант Ханс-Вернер Вирманн журналистам в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Михаил Макаров