Posted 24 октября 2023, 19:12

Published 24 октября 2023, 19:12

Modified 1 февраля, 20:37

Updated 1 февраля, 20:37

Полная хронология аварии Balticconnector, из-за которой России пригрозили перекрыть доступ в Балтийское море

24 октября 2023, 19:12
В истории вокруг повреждения финско-эстонского подводного газопровода главным в итоге стал китайский след.

Громкий скандал, связанный с аварией трубопровода Balticconnector, в этот вторник приобрел новый оборот. Напомним, что 8 октября перекачка газа по этой трубе, связывающей побережья Финляндии и Эстонии, была остановлена из-за аварийного падения давления, причем еще до выяснения причин случившегося начали выдвигаться версии, что к инциденту так или иначе причастна Россия.

После того, как подтвердилось, что газопровод поврежден из-за внешнего воздействия, европейские политики начали выступать со все более прозрачными намеками, указывающими на Москву. Называлось даже конкретное российское судно, находившееся в районе газопровода в момент аварии — атомный контейнеровоз «Севморпуть». Страсти продолжали накаляться, и дело дошло не только до обсуждения задействования 5 статьи устава НАТО, которая вводится в ответ на нападение на этот военный альянс, но даже до призывов перекрыть России возможность свободного судоходства по Балтийскому морю. Это нанесло бы нашей стране не только серьезный экономический ущерб из-за фактической блокады портов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, но и крайне осложнило бы транспортную связь с Калининградской областью.

Однако после того, как со дна в месте разрыва газопровода был поднят предмет, похожий на якорь, финские правоохранительные органы заявили, что версия о причастности России больше не рассматривается как основная. Теперь в Хельсинки сосредоточились на китайском следе — в центре внимания оказался контейнеровоз Newnew Polar Bear под флагом Гонконга, который прибыл в порт Санкт-Петербурга 9 октября.

В ходе предварительного расследования финны установили, что передвижения этого судна совпали со временем и местом повреждения трубы. Как сообщает агентство «Интерфакс», появилась фотография Newnew Polar Bear, на которой видно, что якорная цепь судна спущена в воду. Это необычно, поскольку, как правило, нет необходимости бросать якорь в порту, когда судно уже пришвартовано у причала.

Что такое Balticconnector

Расположенный в 350 км от Санкт-Петербурга двунаправленный газопровод между Инкоо (Финляндия) и Палдиски (Эстония) длиной 77 км был открыт 11 декабря 2019 года. Он соединяет эстонские и финские газовые сети, также предоставляя Финляндии доступ к латвийским подземным хранилищам природного газа в Инчукалнсе. На морском участке и финском наземном участке используется 500-миллиметровая труба с эксплуатационным давлением 80 бар (8000 кПа).

За первый месяц работы Balticconnector обеспечил более трети потребности Финляндии в природном газе. В среднем в сутки объем поставок по трубопроводу может доходить до 7,2 млн кубометров, а его общая мощность составляет 2,6 млрд кубометров газа в год. Это не так уж много по европейским меркам, если учесть, что в 2022 году в страны Евросоюза и Великобританию было поставлено 415 млрд кубометров газа.

Стоимость строительства Balticconnector — 300 млн евро, из которых 206 млн составила субсидия, выданная Европейской комиссией.

В целом Balticconnector является лишь частью широкой сети транспортировки природного газа из Литвы через Латвию и Эстонию в Финляндию. При этом с весны нынешнего года газ по этой трубе при изменении баланса спроса и предложения периодически поставляется в реверсивном режиме — из нового терминала сжиженного природного газа (СПГ) на финской стороне в Эстонию.

Хронология событий

8 октября

  • Около двух часов ночи операторы газотранспортной системы Balticconnector зафиксировали «нетипичное падение давления» в морской части газопровода. Финские и эстонские власти сообщили, что произошла утечка, после чего трубопровод был перекрыт.

9 октября

  • Цены на фьючерсы на основной европейский газовый контракт подскочили на 15%, поскольку утечка на Balticconnector возродила опасения по поводу уязвимости энергетической инфраструктуры ЕС.

10 октября

  • Президент Финляндии Саули Ниинисте заявил, что авария на трубопроводе может быть вызвана внешним воздействием. Также стало известно, что повреждения получил пролегающий рядом телекоммуникационный кабель.
  • Финское издание Iltalehti со ссылкой на источники в дипломатических кругах и спецслужбах сообщило, что власти Финляндии подозревают Россию «в воздействии на газопровод».
  • Глава Евросовета Шарль Мишель после телефонных разговоров с властями Финляндии и Эстонии призвал тщательно расследовать инцидент.
  • Премьер-министр Великобритании Риши Сунак заявил о готовности оказать помощь Хельсинки и Таллинну в расследовании происшествия.
  • Литва в связи с аварией на Balticconnector решила усилить охрану стратегических объектов. В Вильнюсе прошло совместное заседание объединенной группы по реагированию на угрозы и национального центра по управлению кризисами.
  • Генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал повреждение трубопровода «серьезным инцидентом», который «будет встречен единым ответом НАТО».

11 октября

  • В МИД ФРГ призвали основательно расследовать повреждение газопровода и заверили Финляндию и Эстонию в полной поддержке и солидарности.
  • Литва усилила охрану СПГ-терминала и Клайпедского порта. В правительстве страны объявили о планах более тесно сотрудничать с союзниками по вопросам безопасности стратегически важных объектов
  • Полиция Норвегии усилила охрану нефтегазовых объектов.

12 октября

  • Центральная криминальная полиция Финляндии совместно с Эстонией создала следственную группу для работы по уголовному делу, возбужденному по факту инцидента с газопроводом.
  • Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон поддерживает Финляндию и Эстонию в идущем расследовании.
  • Министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что администрация Соединенных Штатов предложила Хельсинки любую помощь в следственных действиях.

13 октября

  • Президент РФ Владимир Путин заявил, что утверждения о возможной причастности России к подрыву газопровода Balticconnector — «чушь собачья» и призваны лишь отвлечь внимание от теракта Запада против «Северных потоков».

17 октября

  • Министр по делам гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин сообщил о повреждении еще одного подводного объекта — телекоммуникационного кабеля, проходящего между Эстонией и Швецией. По предварительной оценке, оно связано с повреждениями газопровода Balticconnector и оптико-волоконного кабеля между Финляндией и Эстонией. На основании этого выдвинута версия об одинаковом характере всех этих повреждений.
  • Министр обороны Финляндии Антти Хяккянен заявил, что будет усилен подводный мониторинг Финского залива и Балтийского моря.

19 октября

  • Официальный представитель НАТО Дилан Уайт сообщил, что альянс решил увеличить интенсивность патрулирования Балтийского моря с применением военных кораблей, самолетов и беспилотников.
  • МИД Финляндии по дипломатическим каналам связался с Китаем и Россией относительно расследования повреждений Balticconnector.

20 октября

  • Агентство Reuters со ссылкой на данные отслеживания судов сообщило, что в районе газопровода Balticconnector, а также кабеля между Эстонией и Швецией в момент, когда там произошли инциденты, присутствовали только два судна — китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear и российский атомный контейнеровоз «Севморпуть».
  • Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что НАТО должно остановить проход судов по Балтийскому морю в случае, если будет доказана причастность России к подрыву газопровода Balticconnector.
  • Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна подчеркнул, что поскольку Balticconnector был поврежден извне, такие действия можно расценить как атаку на инфраструктуру НАТО.
  • В российском «Росатоме» категорически отвергли, что контейнеровоз «Севморпуть» мог быть каким-либо образом связан с повреждением газопровода между Финляндией и Эстонией.

23 октября.

  • Посол России в Германии Сергей Нечаев в интервью ТАСС отметил, что власти в Берлине пока комментируют тему аварии на Balticconnector осторожно, «но, разумеется, нельзя исключать, что желающие обнаружить и здесь „русский след“, найдутся».
  • Заместитель главы МИД РФ Александр Грушко подчеркнул, что возможное решение стран НАТО об остановке прохода российских кораблей по Балтийскому морю будет грубейшим нарушением международного права, в Брюсселе должны понимать серьезность последствий такого шага.
  • Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о неприемлемости каких-либо угроз в адрес России и подчеркнул, что она не имеет никакого отношения к повреждению газопровода Balticconnector.

24 октября

  • Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не может дать стопроцентную гарантию безопасности десятков тысяч километров подводных трубопроводов и кабелей государств — членов альянса.
  • Полиция Финляндии подняла посторонний предмет, находившийся на дне возле Balticconnector, и пришла к выводу, что это якорь, у которого отсутствует часть.
  • Финские правоохранительные органы заявили, что версия о причастности России при расследовании повреждения газопровода больше не рассматривается как основная.
  • Начальник Центральной криминальной полиции Финляндии Робин Лардо рассказал, что основным объектом следствия является контейнеровоз Newnew Polar Bear.
  • Власти Эстонии обратились к КНР с призывом провести совместное расследование повреждения подводной инфраструктуры Балтийского моря.
  • Официальный представитель МИД КНР Мао Нин призвала провести «объективное, справедливое и профессиональное» расследование повреждения подводного газопровода между Финляндией и Эстонией, чтобы выяснить правду как можно скорее. По ее словам, Пекин всегда выступал за то, чтобы международное сообщество укрепляло сотрудничество и совместно защищало безопасность трансграничной инфраструктуры.

Что теперь будет с поставками газа в Эстонию и Финляндию

По оценке оператора газотранспортной системы Финляндии Gasgrid, трубопровод Balticconnector можно будет вернуть в эксплуатацию не раньше апреля 2024 года. «Можно предположить, что планирование ремонтных работ, сбор необходимого подводного оборудования и собственно ремонтные мероприятия, включая осмотр отремонтированного участка трубы и ввод в эксплуатацию, продлятся не менее пяти месяцев», — говорится в пресс-релизе на сайте Gasgrid

При этом компания подчеркивает, что ситуация в энергетической системе Финляндии остается стабильной, а имеющиеся мощности покроют все потребности страны, даже несмотря на рост потребления газа в зимний сезон. Сейчас поставки газа в Финляндию обеспечены через терминал СПГ Инкоо, который импортирует сжиженный природный газ из США.

В свою очередь, эстонская компания Eesti Gaas также заверила, что остановка прокачки по Balticconnector не угрожает надежности поставок газа. «Мы сотрудничаем с обоими крупными СПГ-терминалами региона, Инкоо в Финляндии и Клайпеда в Литве — и таким образом можем удовлетворить потребности наших клиентов в газе. Заполненность находящегося в Латвии газового хранилища находится на рекордном уровне и позволяет спокойно противостоять зиме. Эстония связана с Европой трубным соединением Литва-Польша, поэтому при необходимости газ можно доставить в наш регион и с той стороны», — говорится в сообщении на сайте компании.

Почему обвинения в адрес России прозвучали так легко?

Уже можно сказать, что инцидент с Balticconnector оказал куда большее влияние на европейскую политику, чем на энергетику. Еще после взрывов на «Северных потоках» в 2022 году Йенс Столтенберг поднимал вопрос о том, нужно ли будет считать атакой на инфраструктуру НАТО, требующей вступления в силу пятой статьи его устава о коллективном ответе, например, намеренное повреждение подводной инфраструктуры в Балтийском или Северном морях. В интервью газете The Washington Post генсек НАТО подчеркивал, что такие атаки трудно отслеживать, а потому их виновник сможет легко отрицать свою причастность.

Как отмечает Bloomberg, «хотя авария Balticconnector не имеет большого значения для европейского газового рынка, она поднимает вопросы о безопасности поставок, когда Европа вступает в зиму». При этом агентство напоминает, что Россия прекратила поставки газа в Финляндию в мае 2022 года, примерно через неделю после того, как власти в Хельсинки заявили, что подадут заявку на членство в НАТО.

Пока в Североатлантическом альянсе обратились к испытанной схеме — увеличили интенсивность патрулирования Балтийского моря и заявили о готовности «адаптировать размещение своих сил в регионе, чтобы обеспечить безопасность всех стран альянса». Точно такие же решения в Брюсселе принимали после диверсии «Северных потоках».

Старший научный сотрудник аналитического центра Брейгеля Симоне Тальяпьетра в интервью CNN назвала аварию на Balticconnector «очень важным сигналом тревоги» для ЕС. По ее словам, Европа не может позволить саботаж своих трубопроводов и подводной инфраструктуры, поскольку это «будет иметь серьезные последствия для европейского газового рынка, цен на газ и, следовательно, для экономики».

Многих удивила легкость, с которой европейцы начали указывать на Москву сразу же после первого известия об инциденте. Тут стоит напомнить, что 16 июня этого года НАТО открыла в лондонском районе Нортвуд специальный центр для защиты подводных трубопроводов и кабелей — как сообщалось, «на фоне обеспокоенности, что Россия составляет карту жизненно важной западной энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры в водах вокруг Европы».

«Угроза растет, существуют повышенные опасения, что Россия может атаковать подводные кабели и другую критически важную инфраструктуру, пытаясь разрушить жизнь Запада», — заявил тогда генерал-лейтенант Ханс-Вернер Вирманн журналистам в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

Михаил Макаров

Подпишитесь