ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, посвященного октябрьским событиям 1993 года в России. Число «хорошо знающих» об этих событиях за 10 лет практически не изменилось — это около трети населения (сейчас — 32%). Еще 56% «что-то слышали», но без подробностей. Как правило, такие респонденты не имеют реального представления о сути происходившего (даже в общих чертах), но либо действительно «что-то слышали» (скорее всего, давно — и в любом случае этим совершенно не интересуются), или же преувеличивают уровень своих знаний. Как в фильме «Покровские ворота», где Светлана дает аналогичный ответ Костику на его информацию о черепе коня вещего Олега. Из молодых людей 18-24 лет хорошо осведомлены об этих событиях лишь 8%.
В борьбе за интерпретацию этих событий между Ельциным и Руцким-Хасбулатовым победил Жириновский. Доминирующее представление о причине конфликта — раскол внутри правящей верхушки, желание сохранить власть любой ценой (47%). Иными словами, «чума на оба ваших дома» — позиция, которая позволила ЛДПР добиться успеха на думских выборах 1993 года. За три десятилетия здесь мало что изменилось — и это представление воспроизводят не только осведомленные, но и те, кто про эти события почти ничего не знает (но представление о том, что когда-то давно наверху переругались в борьбе за власть и дело дошло до стрельбы, есть и у них).
Все это давно известно. Но в этом опросе есть и момент, который менее тривиален.
В 2013 году лишь 17% посчитали, что применение военной силы для достижения контроля над ситуацией в октябре 1993 года было оправданно. В 2018-м (после присоединения Крыма) — уже 26%, сейчас — 25%. При этом в 2023 году резко уменьшилось число тех, кто считает такое решение неоправданным: в 2013–2018 годах их было 69-63% соответственно, сейчас — 53%. Число сторонников применения силы стабилизировалось — в 2013 году 17%, в 2018-м — 26%, в 2023 -м — 25%. Зато в нынешнем опросе резко выросло число неопределившихся — с 11% в 2018-м до 22% сейчас.
В тоже время число респондентов, припоминающих, что в 1993 году были на стороне Ельцина, уменьшается — с 24% в 2018-м до 18% в 2023-м (что понятно, потому что с ним связывается сближение с Западом, с которым сейчас отношения разорваны). А число тех, кто сообщает, что был на стороне Верховного совета, достаточно стабильно — 12-14%.
На первый взгляд, парадокс — респонденты склонны все больше дистанцироваться от Ельцина, но при этом более лояльно относиться к применению им военной силы. Это может означать, что уменьшается неприятие силовых решений в политике власти в целом, вне зависимости от конкретных обстоятельств. В вопросе социологов применительно к октябрьским событиям присутствует слово «беспорядки» — и многие люди, не симпатизируя Ельцину, не готовы однозначно запретить власти их подавлять. Тем более что конкретные обстоятельства октябрьских событий все менее актуальны и для многих малоизвестны.
Так что среди тех, кто не против применения силы, есть и сторонники Ельцина, исходящие из того, что он подавил реакционный мятеж, и его противники, не решающиеся в принципе отказать государству в праве на насилие в тех пределах, которые оно считает необходимым.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co