Ход освещения ситуации на Ближнем Востоке ярко продемонстрировал деформации информационного поля и важность своевременного распространения достоверных сведений, пока противоположная сторона не распространила удобных для себя версий.
На этот раз под воздействием дезинформационных вбросов оказались даже самые авторитетные мировые СМИ, всегда тщательно перепроверявшие поступающие сведения. По крайней мере, в случае с причиной взрыва госпиталя в секторе Газа многим пришлось публиковать уточнения и опровержения. Но, увы, это уже оказалось запоздалым.
Феномен массовой аудитории заключается в ее подверженности принципу необратимости образа. Который, по сути, свойственен и индивидам. Мы часто склонны с недоверивем воспринимать новости, не вписывающиеся в ранее сформированную картину мира или дискредитирующие вызывающего нашу симпатию человека. Аналогичным образом, но более прочно и иррационально закрепляется среди массовой аудитории первая версия, объясняющая случившееся. Причем этому примитивному восприятию, как выяснилось, подвержены не только маргинальные слои, но и обладающие критическим мышлением студенты Гарварда.
По сути, этот информационный кейс наилучшим образом демонстрирует актуальность принципа «золотого часа», упустившему который впоследствии приходится долго и безуспешно оправдываться. В то время как умело воспользовавшийся им может расслабиться и запасаться попкорном.
В этом процессе важны как авторитетные СМИ, лидеры мнений, так и абсолютно неизвестные медиа и анонимные телеграм-каналы. Еще одной особенностью массовой аудитории является ее неразборчивость, когда важен не источник, а стройность сообщения и ее доступность для понимания. А позиции лидеров мнений в соцсетях оказываются нужны не для получения новостей о произошедшем, а для принятия решения, как относиться к событию.
Очевидно, что нарушение монополии на информацию способствует дальнейшему распространению этого тренда, в рамках которого дезинформация будет становиться все убедительнее, а достоверные сведения всегда будут распространяться с опозданием, поскольку требуют сбора подтверждений и доказательств. Такова новая реальность цифровой эпохи, эпохи фейков, в которых будет легко заблудиться самому искушенному человеку.
Талгат Калиев, политолог