После выступления президента США Джо Байдена, в котором он назвал Израиль и Украину «важнейшими партнерами» и заявил, что попросит Конгресс оказать им финансовую помощь, стало понятно, что наземная операция израильской армии в секторе Газа, которая откладывалась уже несколько раз, может начаться в любой момент.
Накануне «Росбалт» писал об основных сценариях дальнейшего развития событий и их последствиях для мировой экономики. Теперь министр обороны Израиля Йоав Галант рассказал, из каких стадий будет состоять операция ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) против окопавшегося в Газе движения ХАМАС.
Их три:
После этого, по словам Галанта, Израиль, который сейчас контролирует сухопутную границу, воздушное пространство и береговую линию сектора, прекратит нести всякую ответственность за жизнь внутри этого периметра.
ЦАХАЛ готовится следующему этапу боевых действий — «наземным маневрам», при этом усилия сосредоточены на тренировке бойцов и подготовке логистики, сообщил в пятницу утром бригадный генерал Даниэль Хагари.
В этот же день в Израиле приземлился транспортный самолет ВВС США с грузом военной помощи — уже 45-й по счету после атаки ХАМАС 7 октября. По этому воздушному мосту в Израиль доставлено около тысячи тонн оружия, боеприпасов, военного и медицинского оборудования.
Хотя никто не надеется, что наземная кампания в Газе будет легкой, в Израиле исходят из предположения, что у ХАМАС и его союзников не хватит сил, чтобы остановить наступление и удержать под контролем хотя бы часть территории сектора. У ЦАХАЛ преимущество не только в авиации, бронетехнике и прочих технических средствах, но и в людях. Достаточно сказать, что еще до входа в Газу появилась возможность отправить домой часть из 360 тыс. человек, мобилизованных после 7 октября.
Тем не менее израильское общество готовится к тому, что война с ХАМАС потребует много сил и будет продолжаться еще недели, а то и месяцы.
По имеющейся информации, значительную часть переговоров с Байденом в ходе его визита в Израиль на этой неделе заняло обсуждение дальнейшего будущего Палестинской автономии (которая, напомним, разделена на две территории — сектор Газа и Западный берег реки Иордан) после победы на ХАМАС. При этом практически единственным реальным сценарием сейчас выглядит передача власти в секторе движению ФАТХ Махмуда Аббаса (известного также как Абу Мазен), который сейчас правит на Западном берегу.
Это воспринимается в Израиле как далеко не самый лучший исход, однако остальные варианты выглядят еще хуже. Если просто снести ХАМАС и не делать больше ничего, это приведет к вакууму власти в двухмиллионном анклаве, и никто не может предсказать, какие силы захватят инициативу (может, кто-то пострашнее даже хамасовцев).
Что касается выселения палестинских арабов в соседние страны (в израильской политике для этого есть табуированный термин «трансфер»), то это выглядит невозможным не только по гуманитарным или юридическим соображениям, но и просто потому, что ни граничащий с сектором Газа Египет, ни тем более Иордания не согласятся принять миллионы беженцев. Точнее, они уже отказались, причем наотрез. Продолжая при этом призывать международное сообщество «спасти палестинский народ от израильского геноцида». Так что все взгляды сейчас обращены на 88-летнего Аббаса, который после смерти Ясира Арафата в 2004 году считается номинальным главой Палестинской национальной администрации (ПНА).
О причинах конфликта между организациями, контролирующими Западный берег и сектор Газа, а также о том, почему ФАТХ для Израиля более приемлем, чем ХАМАС, читайте здесь.
Но тут возникает следующая проблема. Допустим, Израиль, следуя плану Галанта, «снимет с себя ответственность за жизнь в секторе Газа». Но где гарантии, что ситуация через какое-то время не вернется к исходной точке? Для этого мало разгромить инфраструктуру ХАМАС и устранить его лидеров. Необходимо исключить возможность появления в будущем любых других террористических ячеек. И самый действенный способ для этого — заранее перекрыть им финансирование.
Сейчас в секторе, который по площади в четыре раза меньше Санкт-Петербурга, живут 2,1 млн человек, причем 778 тыс. из них непосредственно в городе Газа. В 2021 году ВВП этой части Палестинской автономии по паритету покупательной способности составил $27,8 млрд. Для сравнения, у Израиля этот показатель в 17 раз выше ($473 млрд).
Остродефицитные вода, топливо и электричество поставляются главным образом из Израиля и частично морским путем. В секторе есть лишь незначительная промышленность — производство тканей, мебели и продовольственных товаров. Немногим более развито сельское хозяйство — выращиваются томаты, огурцы, оливки, картофель, баклажаны, бахчевые культуры. Есть и животноводство (птица, овцы, коровы). Что касается рыболовства в прибрежных водах, то оно значительно ограничено Израилем, а в периоды обострения отношений запрещается полностью.
Бюджет, которым распоряжается правящий в Газе ХАМАС, в глубоком дефиците — при доходах в $3,803 млрд расходы составляют $5,002 млрд (оценка на 2020 год, данные Справочника ЦРУ по странам мира).
В итоге социальная обстановка в секторе — одна из худших на планете. Средний возраст населения едва достигает 18 лет, при этом дети составляют примерно половину от общей численности жителей. По данным МВФ, 53% жителей Газы находятся за чертой бедности, а безработица достигает 45% (среди молодежи и вовсе 70%).
Здесь необходимо отметить, что на Западном берегу уровень жизни заметно выше — там нет такой скученности населения, безработицы и нищеты, как в секторе Газа.
Население обеих частей Палестинской автономии всецело зависит от международной поддержки. В регионе активно работают Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (UNRWA), а также Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (OCHA). При этом UNRWA постепенно стало крупнейшим учреждением Организации Объединенных Наций — в нем числятся более 30 тыс. сотрудников, большую часть из которых составляют набранные на месте палестинские арабы.
Крупнейшими донорами гуманитарной помощи Западному берегу и сектору Газа выступают США, Евросоюз и Саудовская Аравия. При этом ХАМАС напрямую получает деньги еще и от Ирана и Катара. После атаки 7 октября появилась информация, что Брюссель пересмотрит решение о выделении очередного транша в 691 млн евро, однако позднее глава Еврокомиссии Жозеп Боррель сообщил о продолжении выплат.
Под властью ХАМАС в секторе развилась «теневая туннельная экономика» — на границе с Египтом рылись сотни подземных ходов, через них шли контрабандные товары, которые ХАМАС облагал пошлиной, и, конечно, потоки оружия.
При этом со стороны Израиля не раз звучали обвинения, что ХАМАС, пользуясь своей бесконтрольностью, за счет международной помощи финансирует террористическую деятельность, в частности производство ракет, которыми обстреливает территорию еврейского государства.
Также выдвигались многочисленные претензии к UNRWA — главным образом в том, что агентство, с его раздутым штатом, берет на работу всех подряд, включая активистов ХАМАС, и в итоге под крышей структуры ООН де-факто функционируют террористические ячейки.
В первую же неделю после атаки 7 октября Управление по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма израильского Минюста (IMPA) предупредило о новых мерах по пресечению переводов в адрес ХАМАС. При этом IMPA призвало поднадзорные органы и общественность повысить бдительность в отношении попыток финансирования терроризма под видом сбора средств для гуманитарной помощи.
В частности, речь идет про объявления, которые «различные ассоциации, благотворительные организации или частные инициативы публикуют в СМИ, на краудфандинговых сайтах, в приложениях для обмена мгновенными сообщениями и в социальных сетях», в основном на арабском и английском языках. «Примеры и доказательства этого вида деятельности уже накапливаются. Ожидается, что такая активность будет расти по мере продолжения кампании», — предостерегает IMPA.
В свою очередь, Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) в минувшую среду ввело санкции в отношении десяти ключевых членов ХАМАС и ее финансовых посредников в секторе Газа, а также Судане, Турции, Алжире и Катаре.
В частности, в санкционный SDN-лист внесены управляющие активами в секретном инвестиционном портфеле ХАМАС, финансовые посредники группировки в Катаре и ключевой командир ХАМАС, имеющий тесные связи с иранским режимом.
Кроме того, под санкции попала базирующаяся в Газе криптобиржа Buy Cash. По утверждению OFAC, в пользу ХАМАС часто совершаются небольшие пожертвования, в том числе посредством виртуальной валюты. Ранее IMPA уже конфисковывало несколько кошельков с криптовалютой, связанных со сбором средств для ХАМАС.
«Соединенные Штаты предпринимают быстрые и решительные действия, чтобы преследовать финансистов и пособников ХАМАС после жестокой и бессовестной резни израильских граждан, включая детей», — заявила министр финансов США Джанет Йеллен.
На данный момент Минфин США преследует уже около тысячи физических и юридических лиц, «причастных к терроризму и его финансированию со стороны иранского режима и его доверенных лиц, включая ХАМАС, „Хезболлу“ и другие связанные с Тегераном террористические группы в регионе».
Американские власти напомнили, что имеют долгую историю эффективного противодействия финансированию терроризма, и заявили о «готовности без колебаний» использовать имеющиеся у них инструменты против ХАМАС, чтобы лишить эту организацию «возможности собирать и использовать деньги для совершения зверств против народа Израиля».
Михаил Макаров