Posted 19 октября 2023, 15:01
Published 19 октября 2023, 15:01
Modified 1 февраля, 20:36
Updated 1 февраля, 20:36
Буквально недавно в дискуссии о том, кем сейчас на Руси работать хорошо, я встретил меткую фразу: «Из-за пандемии начали хорошо оплачивать труд врачей, во время СВО озаботились военными, теперь нужно какое-то ЧП в образовании, чтоб учителям зарплаты поднять». Забавно, конечно, да и не всегда только в зарплатах дело, но доля истины тут есть. Хоть бы в том, что для кардинальных изменений в той или иной сфере нам почти всегда требуется пресловутый поцелуй жареного петуха в филейную часть.
И вот, кажется, он, в соответствии с этим шутливым пророчеством, случился: начало нового учебного года ознаменовалось повсеместной нехваткой учителей и переполнением школьных классов. Никаких ЧП в чистом виде не произошло, просто не учли очередной демографический нюанс, но катализатор сработал. И, кстати, справедливости ради надо отметить, что оплатой педагогического труда в России занимаются. Безусловно, все не так хорошо, как хотелось бы, и можно лучше, но этот вопрос давно не остается в тени. Однако есть и другие важные аспекты.
Среди них ключевой — тот объем бумажной работы, напрямую не связанной с образовательным процессом, которой приходится сегодня заниматься каждому учителю, выполняющему теперь функции методиста, юриста, менеджера, психолога — и все это в дополнение (а на самом деле в ущерб) главной профессиональной задаче. Да, документарную нагрузку пытается время от времени регулировать Рособрнадзор, однако сути проблемы это не меняет. Потому что меняться должен сам подход: учитель должен быть в первую и основную очередь именно учителем, и если у него на иную работу после этого не остается времени, то надо либо задуматься о необходимости этих сопроводительных функций, либо нанимать для них «бэк-офис».
Второе — это острая необходимость изъять учителей из электорального процесса. С которым, по сути, только одна точка пересечения — здание школы. А на практике едва ли не ежегодно учителей превращают в часть инструментария по организации и проведению ЕДГ, причем далеко не всегда это происходит корректно. Нежелание молодых специалистов в этом участвовать я вижу и прекрасно его понимаю — в конце концов, право не хотеть вовлекаться в активный политический процесс есть у каждого. Я не фанат системы ДЭГ, но в данном случае она может стать хотя бы первым шагом на пути решения этой проблемы, и это того стоит.
Ну и наконец, третье, с чем наверняка согласится любой практикующий педагог. Нам просто необходимо вернуть учителю его школьный авторитет, который сейчас безвозвратно погребен под кучами родительских претензий. Получение новых знаний — процесс важный, сложный и далеко не всегда приятный. Он, конечно, требует новых профессиональных подходов, но продолжает требовать усидчивости, концентрации, а также в определенном смысле покорности от самого ученика. Чего, к сожалению, не понимают многие родители.
И вот представьте себе перспективу — работать по 16 часов в сутки, разгребая бюрократические завалы, подрабатывая политическим агитатором и не имея никакой возможности унять пубертатных подростков, кроме как кроткой улыбкой. Пойдете ли вы работать в таких условиях? Я сомневаюсь. Возможно, за очень большие деньги — да, и то все-таки не факт. Да и повышение зарплаты в данном случае поможет решить проблему лишь количественно, не изменив качественно порочные практики российского школьного образования. А менять их нужно как можно быстрее, особенно потому, что в перспективе все блага жизни в России придется получать мозгами и силами самих же россиян, некоторые из которых пока только сели за школьные парты.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»