В Австралии продолжается обсуждение итогов прошедшего 14 октября знакового референдума о расширении прав коренного населения. Австралийцы должны были ответить на один вопрос: согласны ли они с признанием в Конституции существования в стране коренных народов и формированием совещательного органа («Голоса в парламенте») для выработки рекомендаций властям по вопросам, касающимся положения аборигенов.
Тема референдума занимала центральное место в политической жизни страны в последние месяцы. В субботу большинство граждан во всех шести штатах Австралии — в целом 60,4% — проголосовали отрицательно. При этом в районах с высокой долей коренного населения результат был противоположным. После объявления итогов референдума лидеры аборигенов призвали к «неделе тишины и печали».
В Австралии насчитывается около 800 тыс. представителей коренных народов — это около 3,8% 26-миллионного населения. Они прожили на континенте около 50 тыс. лет и разделены на сотни племен. После появления в Австралии в XVIII веке британских переселенцев аборигены стали вытесняться на малопригодные земли и жили обособленно, мало смешиваясь с белым населением.
До сих пор по большинству социально-экономических характеристик и общему благосостоянию аборигены заметно отстают от потомков переселенцев. Их продолжительность жизни на 8 лет ниже, показатели самоубийств, бытового насилия и попадания в тюрьму заметно выше.
В 2017 году около 250 старейшин коренных народов собрались вместе и выступили с заявлением, в котором призвали к изменению Конституции и созданию «Голоса аборигенов в парламенте». Существовавшее тогда консервативное правительство отвергло этот призыв. Но когда в мае 2022 года к власти с прогрессистской повесткой пришел лейбористский премьер Энтони Альбанезе, он тут же объявил о предстоящем проведении референдума, положительный итог которого позволит объединить Австралию и откроет новую эру развития для коренных народов.
Вскоре началась капания «За», к которой подключились ведущие представители австралийского бизнеса, популярные актеры, певцы, спортсмены, ученые, религиозные деятели. Они приводили в основном морально-этические аргументы, подчеркивали необходимость искупить национальные грехи прошлого. В течение нескольких месяцев опросы показывали, что большинство населения поддерживают идею референдума и создания «Голоса аборигенов в парламенте».
Однако с весны этого года против предложений Альбанезе начали активно выступать основные оппозиционные силы — консервативная Либеральная партия и опирающаяся на фермеров Национальная партия. Консерваторы утверждали, что эти предложения не объединят, а, напротив, расколют австралийское общество по расовому признаку, конституционно предоставят коренным народам особые права, а состоящий из аборигенов новый совещательный орган замедлит принятие решений правительством.
Постепенно в социальных сетях, на платформе YouTube, в массовых консервативных СМИ развернулась кампания «Нет», которая широко использовала методы дезинформации. Распространялась выдуманная, но внушавшая реальные опасения идея о том, что «Голос аборигенов в парламенте» станет третьей законодательной палатой и это приведет к перераспределению бюджета в пользу коренных народов и к переделу земли. Лидер популистской партии «Одна нация» Полин Хэнсон, имеющая 500 тыс. подписчиков в Facebook (соцсеть принадлежит компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена), даже заявляла, что появление «Голоса аборигенов в парламенте» чревато созданием отдельного государства.
В целом кампания «Нет» сознательно стремилась расколоть общество, применяя трампистскую тактику противопоставления элиты и простого народа. И эта тактика сработала. Более образованные и зажиточные обитатели Сиднея, Мельбурна, Брисбена и Канберры преимущественно голосовали за, а жители пригородов и глубинки — против. Отрицательный итог референдума воспринимается в Австралии как крупнейшая политическая неудача премьера Альбанезе за время пребывания у власти. Но надо отдать ему должное. Он подчеркнул, что страна будет искать новый путь к примирению, а правительство остается приверженным цели улучшения благосостояния коренных народов.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co