Posted 17 октября 2023, 06:00
Published 17 октября 2023, 06:00
Modified 9 мая, 00:07
Updated 9 мая, 00:07
Госдума на пленарном заседании во вторник рассматривает законопроект об отзыве Россией ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). При этом депутаты намерены закончить работу над документом в самые сжатые сроки — как ожидается, второе чтение пройдет на следующий день, а окончательно закон будет принят уже в четверг.
5 октября этого года президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», заявил, что поскольку США так и не ратифицировали ДВЗЯИ, Россия может дать зеркальный ответ. «Но это вопрос депутатов Государственной думы. Теоретически можно отозвать эту ратификацию. Если мы это сделаем, этого будет вполне достаточно», — добавил он.
На Охотном ряду сразу же дали понять, что услышали главу государства, начав работу над проектом соответствующего закона. Он был официально внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в пятницу, 13 октября, за подписями практически всех депутатов Госдумы.
Стоит отметить, что еще в марте 2015 года, когда Россия в условиях нарастающего противостояния с Западом решила выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), эксперты, опрошенные «Росбалтом», предположили, что могут последовать новые шаги в сторону пересмотра международных соглашений в области ограничения вооружений. В том числе, уже тогда упоминался ДВЗЯИ.
Да и на Смоленской площади не стали отрицать, что Россия проведет анализ ситуации в сфере контроля над вооружениями и при необходимости внесет коррективы в заключенные международные договора. «Если нас считают противниками, то вряд ли получится продолжать сотрудничать, будто ничего не происходит», — заявил тогда директор профильного департамента МИД РФ Михаил Ульянов
Короткий ответ — только если это первыми сделают Соединенные Штаты.
Более подробно позицию Москвы Владимир Путин изложил в феврале этого года, выступая с посланием парламенту. Отметив, что у отдельных видов ядерных боеприпасов Соединенных Штатов истекают гарантийные сроки годности к боевому применению, Путин сказал, что «в этой связи некоторые деятели в Вашингтоне, нам это доподлинно известно, задумываются уже о возможности натуральных испытаний своего ядерного оружия, в том числе с учетом того, что в США идет разработка новых типов ядерных боеприпасов».
В этой ситуации президент РФ поручил обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия. «Первыми мы, разумеется, этого делать не будем, но если США проведут испытания, то и мы их проведем. Ни у кого не должно быть опасных иллюзий, что глобальный стратегический паритет может быть разрушен», — подчеркнул Путин.
Примечательно, что в конце сентября этого года американская телекомпания CNN, основываясь на слитых ей спутниковых снимках, сообщила, что США, Китай и Россия якобы модернизируют полигоны, на которых они прежде проводили испытания атомного оружия. И хотя в публикации признавалось, что нет прямых доказательств намерения какой-либо из стран неминуемо провести ядерные испытания, там подчеркивалось, что на испытательных площадках в американской Неваде, китайском Синьцзяне и на российской Новой Земле зафиксирована активность, которой не было видно уже много лет. «Росбалт» подробно рассказывал об этой истории и реакции на нее (в том числе о гневном опровержении со стороны Пекина).
В пояснительной записке к законопроекту, с которой ознакомился «Росбалт», отмечается, что ДВЗЯИ «задумывался как уникальный международно-правовой инструмент, запрещающий любые виды ядерных испытаний», однако до настоящего времени «так и не стал действующим механизмом», поскольку его не ратифицировали восемь государств, из которых «наиболее деструктивную позицию занимают СШA».
Между Россией и США сложился дисбаланс относительно объема обязательств по ДВЗЯИ, что в текущей международной обстановке недопустимо, пишут авторы законопроекта, предлагая отменить статью договора, которая содержит положение о его ратификации Российской Федерацией.
При этом особо подчеркивается, что это не означает прекращение (в том числе денонсацию) договора либо выход из него России, а лишь позволит отозвать ратификационную грамоту, «что является исключительной внутригосударственной компетенцией». Иными словами, РФ останется участником ДВЗЯИ со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами.
Идея же в том, чтобы «восстановить паритет обязательств в отношении договора» при сохранении правовой основы контроля над ядерными вооружениями, приняв ответную меру в отношении США, которые, как заявляют в Госдуме, «в течение длительного времени не предпринимали и не демонстрируют намерения предпринимать в обозримом будущем шагов по ратификации ДВЗЯИ».
Начиная с 16 июля 1946 года, когда США впервые взорвали атомную бомбу на полигоне в штате Нью-Мексико, в мире было проведено более двух тысяч ядерных испытаний — в атмосфере, под водой, под землей и даже в ближнем космосе (в 1962 году американцы взорвали водородную бомбу на высоте 400 километров). В результате был нанесен заметный урон окружающей среде, в частности, зафиксирован резкий всплеск содержания в воздухе радиоактивного изотопа углерода, пик которого пришелся на 1963 год.
Под давлением общественности и, что немаловажно, многих ученых, разрабатывавших ядерное оружие, в 1958 году в Женеве между СССР, США и Великобританией начались переговоры о запрещении его испытаний. В итоге 5 августа 1963 года этими тремя странами в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известный как «Московский договор 1963 года»). К нынешнему времени к нему присоединились еще 128 государств.
Однако подземные испытания ядерного оружия продолжались, как и борьба за их полное прекращение. 10 сентября 1996 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН было решено принять в дополнение к Московскому договору еще один, который запрещал бы «любой испытательный взрыв ядерного оружия или любой другой ядерный взрыв» в любой точке мира.
Появившийся таким образом ДВЗЯИ к настоящему времени подписали 187 стран, однако ратифицировали только 179. Отказались сделать это Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея, Израиль, Иран, Египет и США, из-за чего договор официально так и не вступил в силу.
Кстати, это далеко не единственный случай, когда законодатели на Капитолийском холме не поддержали важное межгосударственное соглашение. В числе документов, так и не ратифицированных США, значатся Киотский протокол (о квотах на загрязнение атмосферы), договор о создании Международного уголовного суда, конвенции о правах ребенка и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Оттавский договор о запрете противопехотных мин, договор по морскому праву и даже соглашение о Луне, передающее юридическую юрисдикцию над ней ООН и запрещающее использовать это небесное тело в военных целях.
Тем не менее сейчас де-факто действует добровольный мораторий на подземные испытания, который соблюдают даже те ядерные государства, которые не подписали или не ратифицировали ДВЗЯИ.
США провели последнее подземное испытание ядерного оружия в 1992 году, Великобритания — в 1991-м, а Китай и Франция — в 1996-м. Что касается современной Российской Федерации, то получается, что она ядерные испытания не проводила вообще ни разу, поскольку последний подземный взрыв на полигоне на Новой Земле состоялся 24 октября 1990 года, то есть еще во времена СССР.
В итоге в XXI веке ядерные взрывы производила только одна страна — Северная Корея, последний раз в 2017 году. При этом эксперты не исключают, что программа строительства подводного флота, вооруженного ракетами с ядерными боеголовками, начатая Пхеньяном, может в ближайшее время привести к возобновлению испытаний в КНДР.
Как видно из заявлений Путина и депутатов Госдумы, именно позиция Вашингтона сыграла решающую роль в том, что Москва делает с договором сейчас. При этом у американцев было много времени догадаться, что рано или поздно нечто подобное произойдет, поскольку Сенат США проголосовал против ратификации ДВЗЯИ еще аж в октябре 1999 года.
Да, в 2009 году Барак Обама объявил, что заставит Сенат пересмотреть решение 1999 года, но его влияния как президента для этого оказалось недостаточно. Дональд Трамп в 2018 году давить на сенаторов отказался — вместо требований ратификации договора его администрация обязалась не возобновлять ядерные испытания, всецело поддержав действующий мораторий.
Нынешний глава Белого дома Джо Байден два года назад провозгласил, что США поддерживают ДВЗЯИ и полны решимости работать над его вступлением в силу, однако признал, что на пути к достижению этой цели есть серьезные проблемы.
Их суть кроется в начатой полтора десятилетия назад программе замены в арсеналах США старых ядерных боеголовок, которые прошли полноценные испытания на полигоне и подтвердили заявленные характеристики, новыми, параметры взрыва которых моделировались при помощи суперкомпьютеров. Утверждается, что разработанные таким образом боевые блоки надежны на 98% (что выше, чем у ракет, которые должны доставлять их цели). Однако далеко не все американские политики готовы слепо верить компьютерным расчетам.
Таким образом, большинство в Сенате блокирует ратификацию ДВЗЯИ, исходя из убеждения, что США не могут лишить себя возможности незамедлительно проверить работоспособность своего ядерного оружия в случае появления такой необходимости.
Сторонники этой линии в качестве аргумента приводят пример из истории. При президенте Франсуа Миттеране французы вооружили свои подводные лодки ракетами с ядерными боеголовками, созданными на основе результатов компьютерного моделирования. Но когда президентом стал Жак Ширак, он приказал провести ядерные взрывы, чтобы убедиться, что стратегическое оружие его страны точно работает.
Противники испытаний в США говорят, что только ратификация ДВЗЯИ может убедить Иран и Северную Корею остановить свои ядерные программы.
В 2021 году эксперты Колумбийского центра ядерных исследований опубликовали в The Hill статью с призывом к Сенату одуматься и ратифицировать ДВЗЯИ. «Голосование в 1999 году не набрало требуемого большинства в две трети, поскольку тогда считалось, что стабильность ядерного арсенала зависит от постоянных испытаний. Однако современные эксперименты по термоядерному синтезу и суперкомпьютерное моделирование гарантируют такой уровень надежности каждой части ядерного арсенала, который, вероятно, превосходит тот, который можно было бы получить с помощью взрывов», — утверждали авторы публикации.
Характерно, что в финале ученые-ядерщики выступили с предостережением, что Россия «легко может указать на отказ США ратифицировать договор как на доказательство обоснованности своих действий». Как мы видим, именно это и произошло.
Михаил Макаров